Гессен Алексей Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Гессен
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 27.05 Кто родился в этот год 1900 |
[14(27).5. 1900, Петербург - 10.7.1925, Париж; похоронен на кладбище Рюэй в предместье Парижа]
— поэт, публицист, юрист.
Родился в семье известного государственного деятеля В.М.Гессена, секретарь русской миссии I мирной
конференции в Гааге (1899), члена II Государственной Думы от партии кадетов, видного юриста,
профессора государственного права. Окончив коммерческое училище в Лесном, Гессен в 1918 поступил в
Петроградский университет на историко-филологический факультет.
В 1920, после смерти отца, перевелся в Политехнический институт, где уже учился его брат Николай.
В дек. 1921 братья Гессены эмигрировали в Прагу, где получили образование на Русском юридическом
факультете, открытом под протекторатом Карлова университета.
В 1923 переехали в Париж, где Гессен спустя 2 года умер от турбекулеза.
Стихотворение Гессена, публиковавшиеся в «Русской мысли» (1922-24) и в «Возрождении» (1925-26),
представляют тонкого романтика, влюбленного в жизнь, православного христианина, страстного
патриота. Архимандрит Константин (Зайцев), бывший некоторое время преподавателем Гессена на
Русском юридическом факультете в Праге, уловил главную черту его характера: «он был нравственным
талантом. Не холодным зрителем проходил он через наши грозные дни, <...> в нем происходила огромная
внутренняя работа по созданию нового крепкого и светлого миросозерцания. <...> Замкнутый,
застенчивый и робкий, он пламенел внутренним огнем» (Венок на могилу А.Гессена).
В эмиграции Гессен был поражен, что русские не объединились для борьбы с большевиками, но еще
больше разошлись в своих политических пристрастиях. Статья «Там и здесь. Впечатления и мысли недавно
вырвавшегося» (Русская мысль. 1922. Кн.5) наполнена пафосом юношеского максимализма, направленного
против тех, кто отступился от борьбы: «В России голод и физические страдания, иногда угрозы самому
существованию, могут заставлять идти на компромиссы, на соглашения, на уступки. Тем же, которые
здесь в безопасности, в довольстве, ради выгод или малодушия, готовы протянуть руку палачам России —
нет оправдания, нет и не будет прощения».
Самое значимое произведение Гессен — поэма «Горькие травы» (Возрождение. 1925. 12 июля) — попытка,
по словам Г.Струве, «...дать в историческом преломлении, в смене ярких картин, проникнутых
историко-идеологическим подходом, генезис русской смуты» (Венок на могилу Гессена), показать не
только проникновение западных идей на русскую почву, но и то, как они, попав в Россию, изменяли образ
жизни целых поколений. Поэма состоит из 5 частей («Предки», «Прадеды», «Деды», «Отцы», «Дети»), в
которых присутствуют сквозные образы поля (страна, родина, государство), пахаря и сеятеля (государь,
монарх, правитель, царь), охотника и добычи (отношения между личностью и правителем).
Во вступлении царь-преобразователь (Петр I) сеет «чужое заморское семя», которое «неохотно растила
земля». «Коварная отрава», пылающая в крови «внуков» и «правнуков», собравших «урожай» петровских
реформ, сделала их нестойкими перед надвигающимися бурями.
Эпоха Александра I представлена Гессеном в ее кульминационном моменте после 1812, когда молодые
офицеры, опьяненные победой, в Париже знакомились с учением либеральных просветителей. На
восстание 1825 их толкнула «Мудрых книг губительная ложь, / Лживых слов лукавое злодейство, /
Дерзких мыслей ненасытный нож».
Глава о правлении Александра III, которому Гессен явно симпатизирует, одна из лучших в поэме,
посвящена В.В.Розанову. Этот царь «Не побоится в ржавой лужице / Сапог солдатский окунуть, / Упрется
в землю, понатужится / И выведет на верный путь...».
Часть «Отцы» посвящена революциям 1905 и 1917, отречению Николая II от трона, когда «...Русь за
долгою обедней / Слагает к Божьему Престолу / Столетней муки тяжкий крест».
Последняя часть поэмы — «Дети» — представляет собой лирическую исповедь поэта, окрашенную
трагическими красками. Основной мотив — чувство незащищенности и обреченности целого поколения
людей, вынужденных покинуть Родину. Для лирического героя, тайно покидающего город, Петроград —
уже не любимый, праздничный, парадный дом, но мертвое место, с глухими и гулкими улицами, на которых
«фонарь одинокий сутулится / У беззубых провалов ворот». Последняя глава этой части — самая
эмоциональная в поэме. Это и песнь, и призыв, и стон, и заклинание горячо любящего Родину героя. В то
же самое время она есть выстраданная, обращенная к Богу молитва о спасении самого дорогого — своей
Отчизны.
«Белое движение», так восхищавшее Гессена, зашло в тупик, но «белая идея», в которой была заложена
идея религиозная, «идея борьбы за дело Божие на земле», в которой «человек, мужаясь, ищет опоры в
своем религиозном опыте» (Ильин И.А. О грядущей России. М., 1993. С.342), осталась ему очень близка,
что видно из частной переписки (ГАРФ. Ф. 5912). Гессен с нескрываемой душевной болью пишет о том, что
на родине «народ глумится и пляшет, / После жатвы лихой осмелев», что «нивы осквернены», что земля,
«грешная, проклятая», вся в «кровавом дурмане». Но грустнее то, что с этим некому бороться: «дети» — в
изгнании, где их руки «повисли, как плети», а «тела омертвели от ран». И в то же время в стихах звучит
убеждение, что человек, черпающий силы в высокой Вере, хранящий в своей душе образ Спасителя,
преодолеет все удары судьбы. Гессен надеялся, что когда-нибудь «над проклятой грешной землею /
Воссияет Христова Любовь...» и на его родине начнется новая созидательная жизнь.
Лирику Гессен отличает тематическое разнообразие: его интересуют история, искусство, религия,
политика, современность. В его интимной лирике звучат не только грустные мотивы горечи раннего
сиротства и одиночества («Паруса весенним ветром вздуты...», «Ни друзей, ни жены, ни любовницы...»),
тоски по утраченной Родине («Все мне снится у берега Сены...»), усталости от «безрассудного»
«холодного плаванья» — эмиграции («Я научился дивной лени...»), но также запечатлены первые нежные
чувства («Моих стихов сквозное кружево...», «Как прежде гипсовый Бетховен...», «Не певала ты песен с
подругами...», «Ты живешь одинокой затворницей...»). «Прекрасная Дама» Гессена бесконечно мила, в ее
образе слились романтические и фольклорные традиции русской литературы: ей свойственны верность
(«Никогда не скрипит, не шатается / Под чужими шагами крыльцо, / Только мне одному улыбается /
Наклоненное к пяльцам лицо»), ласка, скромность и высокая религиозность («Ты молилась смиренно и
сладостно, / Замирающий слушая звон. / Был Христос в твоей жизни безрадостной, / Что лампада у темных
икон»). Собирательный портрет ее необыкновенно привлекателен: соболиные брови, лукавые глаза,
тяжелые косы с вплетенной жемчужной нитью. Щемящей болью наполнены воспоминания о далеком
детстве («Страстная суббота»). Знаменитому итальянскому художнику эпохи Возрождения посвящена
зарисовка «Фра Бартоломео».
Архимандрит Константин (Зайцев) отмечал, что Гессен «сосредоточенно, серьезно занимался, и в этом
сказывался не только интерес к учению и науке. Он необычайно серьезно относился к жизни и весь
проникнут был чувством ответственности. <...> Но большего хотела его душа — действия, жертвы,
подвига». Судьба отмерила ему короткий век, но в нем были и действия, и жертвы, и подвиг: он сохранил
в своем глубоко верующем сердце «нехладеющий жар» бесконечной любви к России, к поэзии, к самой
жизни.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх