Герцык Аделаида Казимировна
|
Другие персоны с фамилией Герцык
Другие персоны с именем Аделаида Кто родился в этот день 15.02 Кто родился в этот год 1874 |
[3(15).2.1874 (1875?), г. Александров Московской губ.— 25.6.1925, Судак]
— поэт, прозаик, переводчик.
Родилась в семье инженера-путейца, происходившего из обрусевшего польского дворянского рода.
Детство провела в Александрове, с 1898 жила в Москве и в Судаке, где семья Герцык приобрела дом.
Росла замкнутым, вдумчивым ребенком, склонным к самоанализу, создавала в воображении собственный
фантастический мир. Получила многостороннее гуманитарное образование. В юности совершила несколько
поездок по Западной Европе (Швейцария, Франция, Германия).
Имя Герцык появилось в печати в начале XX в. как переводчицы трудов Дж.Рескина, Ф.Ницше и автора
литературно-критических и мемуарных эссе («Религия красоты» о Дж.Рескине, 1902 и др.). С 1905 Герцык
сотрудничала как автор рецензий в журнале символистов «Весы» под псевдонимом Сирин.
В 1907 вышла замуж за Д.Е.Жуковского — ученого, издателя, переводчика философской литературы. В
квартире Герцык собирались многие литераторы и философы, близкими друзьями Герцык были Л.Шестов,
С.Булгаков, М.Волошин, Вяч.Иванов, М.Цветаева.
Первая значительная публикация стихотворений Герцык — цикл «Золотой ключ» в альм, символистов
«Цветник Ор. Кошница первая» (СПБ., 1907). Для ранних стихов характерны состояния томления,
духовного поиска, одиночества («я только сестра всему живому»). Стихи насыщены
религиозно-философской символикой, но по форме близки к фольклору: заплачки, причитания, песни.
Действительность мифологизируется, наполняется знаками и символами. Утонченный мир лирической
героини, напевность поэзии Герцык отмечали Бальмонт, Волошин, Брюсов, Вяч.Иванов. Лучшие стихи
раннего периода вошли в единственную книгу Герцык «Стихотворения» (1910).
Для периода 1910-17, когда Герцык печатается в журнале «Северные записки», «Альманахе Муз» и др.,
характерны попытки обрести единство с бытием через эстетический пафос. В то же время лирика Герцык
становится более предметной («Может быть, я к родине / Приближаюсь ныне, / Слушаю предания, /
Узнаю святыни?» («У меня нет родины...», 1912). Возникает тема поэзии как служения Творцу
(«Благослови меня служить Тебе словами...», 1911), неустанного бодрствования духа. Долгие
религиозные искания Герцык приводят ее в Православную церковь.
Дореволюционная проза Герцык — очерки, посвященные становлению личности ребенка, эссе о
литераторах — автобиографична и глубоко психологична («Из мира детских игр», 1906; «О том, чего не
было», 1911 и др.)
Годы революции и Гражданской войны Герцык проводит в Крыму, переживая красный террор, аресты и
расстрелы близких, голод, едва не унесший жизнь детей.
В янв. 1921 Герцык была арестована и провела несколько недель в тюрьме-подвале в Судаке, где создала
цикл стихотворений «Подвальные». Позже, в 1924-25, написала «Подвальные очерки» (вскоре частично
опубликованы Б.К.Зайцевым в рижском журнале «Перезвоны», 1926, № 25-27).
Последний период — важнейший для внутреннего развития и для поэзии Герцык, когда созданы лучшие ее
стихи. «В сущности, она всегда была поэтесса-святая. Невидная собою, с недостатком произношения,
недостатком слуха, А.Герцык была — великая скромность, чистота и душевная глубина»,— писал
Б.К.Зайцев (Зайцев Б.— С.397). С.Н.Булгаков вспоминал, что Герцык была исполнена внутреннего света,
который от страданий становился лишь ярче и чище (Наше наследие. 1991. №3. С.124). Этот внутренний
свет озаряет и стихи, и прозу Герцык последнего периода.
Тема «Подвальных очерков» — пограничное состояние людей на пороге смерти, когда уходят временные,
земные желания и заботы и человеку открывается Истина Евангелия. Прощаясь друг с другом на земле,
люди становятся «братьями в вечности». Трагические сцены выдержаны в строгом, сдержанном стиле. Все
происходящее побуждает автора к раздумьям: «Не слишком ли мы полагаемся на себя? Не слишком ли
редко обращаемся мыслями к незримой вневременной власти?» (очерк «Todesreif», т.е. «Готовый к
смерти»).
Те же мотивы жизни на грани смерти, предчувствия близкого перехода в мир иной звучат и в поэзии
Герцык этих лет, которую можно охарактеризовать как редкую для XX в. «христианскую лирику». Путь
поэта, вслед за пушкинским «Пророком», осмысляется как следование Божию призыву: «Нейди вперед, не
засветив лампады, / Чтоб каждый день в веках не угасал!» («Сонеты», 1919). Переживание вины, тоска,
отчаяние разрешаются в сладости жертвы Христу. В мире, где стало «пустынно и сурово», крепнет вера,
что «смерти нет» («Какая радость снять оковы.», 1924-25). Страдания возвысили и очистили душу
поэтессы. Стихи этого периода — «это религиозные гимны. Это великое приятие всех бедствий и
страданий, величайшее утверждение смирения и любви к Богу» (Зайцев Б. - С.398).
Была похоронена в Судаке; могила не сохранилась. Дом Герцык в Судаке уцелел.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх