Гачев Георгий Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Гачев
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 01.05 Кто родился в этот год 1929 |
- специалист в области культурологии, эстетики, проблем национальной ментальности; доктор филологических наук.
Род. в Москве.
Окончил филологический факультет МГУ (1952) и аспирантуру Института мировой литературы (1957).
С 1957 работает в системе АН СССР (РАН): в институте мировой литературы (1957-1972), ИИЕТ (1972-1985);
с 1985 - ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики.
Докторская диссертация - "Развитие художественного образа в литературе" (1983).
Разрабатываемые проблемы и темы: стадии, типы и формы сознания (художественного и научного) - исторические, нацинальные, индивидуальные.
В трудах Гачева выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарная комментария к естествознанию, экзистической культурологии и привлеченного мышления. Согласно развиваемой Гачевым концепции, ускоренное развитие культуры в странах Восточной Европы XIX в. (Болгария) и Азии XX в. (творчество Чингиза Айтматова) в стяженном виде воспроизводит стадии мирового духовного развития.
Главный труд Гачева - многотомная серия "Национальные образы мира". Всякая национальная целостность понимается как Космо-Психо-Логос, т.е. как единство местной "природины", характера народа и склада мышления. Описание ведется на "метаязыке 4 стихий" ("земля", "вода", "воздух", "огонь"), охватывая и материальную культуру, и духовную символику (образность в искусстве, язык науки, метафоры в терминах философии). Задавшись вопросом "Как сказывается национальная ментальность в "точных" науках?", Гачев стремится "построить мост" между естествознанием и гуманитарной культурой в стремлении к целостной картине мира. При этом, считает он, сохраняется целостность и в стиле мышления (в нем - синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), и в личности: автор в рефлексии обнаруживает, что его теория построения сублимируют ситуации его личной жизни, так что свое мышление он называет "ПРИвлеченным", а культурологию - экзистической; его трактаты - внутри дневника "жизнемыслей".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх