Гайденко Пиама Павловна
|
Другие персоны с фамилией Гайденко
Другие персоны с именем Пиама Кто родился в этот день 30.01 Кто родился в этот год 1934 |
- специалист по истории философии науки и культуры; доктор философских наук.
Род. в с.Николаевка Донецкой обл.
В 1957 окончила философский факультет МГУ, в 1962 - аспирантуру там же.
Кандидатская диссертация - "Философия истории М.Хайдеггера" (1962).
Работала на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ: ассистент, старший преподаватель. Занималась преимущественно историей новой философии, особенно немецким идеализмом, а также современной зарубежной философии. По этой тематике опубликовала ряд работ, в том числе книги "Экзистенциализм и проблемы культуры" (1963), статьи "Философия истории М.Хайдеггера и судьба буржуазного романтизма" ("Вопросы философии" 1962. №6), "Проблема интенциональности у Гуссерля и категория трансценденции в экзистенциализме" ("Современный экзистенциализм". 1966. №7), "Философия искусства Хайдеггера" ("Вопросы литературы". 1969. №7), "Философия культуры Ясперса" (Там же. 1972. №9), а также ряд статей для "ФЭ" и "БСЭ".
В этот период в центре внимания Гайденко - проблемы человека, истории и культуры. Исследования экзистенциалистической философии приводит ее к убеждению, что историк философии не может ограничиваться лишь историей проблем, но обязательно должен увидеть судьбы живых людей прошлого, для которых та или иная проблема оборачивается судьбой. Отношение к истории мысли как к драме идей и человеческой драме требует специфического жанра исследований - своего рода философской биографии.
В этом именно жанре написана книга Гайденко "Трагедия эстетизма. К характеристике миросозерцания С.Киркегора" (1970).
В 1967 перешла на работу в институт международного рабочего движения АН СССР (старший научный сотрудник),
в 1969 - в ИИЕТ АН СССР, где работала в секторе общих проблем развития науки старший научный сотрудник,
с 1986 - заведующим сектором.
Размышления над вопросами, поставленными в современной философии жизни и в экзистенциализме, особенно у Хайдеггера,- о судьбе западной цивилизации, о специфическом характере ментальности, определяющей лицо современного индустриального общества, сформировали интерес Гайденко к рациональности и к ее важнейшему источнику - новоевропейской науке. Интерес к исторической трансформации рациональности, к ее историко-культурным типам нашел свое выражение, с одной стороны, в изучении этой проблемы, как она ставилась в немецком идеализме (книга "Философия Фихте и современность". 1979), в неокантианстве Марбургской школы (Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы // Кант и кантианство. М., 1978), в социологии Макса Вебера (книга "История и рациональность", написанная в соавт., 1991), в феноменологии Э.Гуссерля (Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э.Гуссерля // "Вопросы философии" 1992. №7).
С другой стороны, самостоятельному исследованию этой проблемы на материале истории науки посвящены две монографии Гайденко: "Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ" (1980) и "Эволюция понятия науки. XVII-XVIII вв." (1987). Здесь рассматриваются те трансформации, которым подверглись понятия науки и научности (а стало быть, научной рациональности) за более чем две тысячи лет. Как, когда и почему возникает такой исторически уникальный феномен, как европейская наука в античной Греции, как он трансформируется в лоне христианской культуры в средние века, а затем в эпоху Возрождения и особенно радикально в период научной революции XVII-XVIII вв., наконец, какие моменты научной рациональности остаются инвариантными при всех этих изменениях - вот проблемы, обсуждаемые в этих монографиях и примыкающих к ним статьях - "О философско-теоретических предпосылках механики Галилея" (Историко-философский ежегодник. 1986), "Проблема рациональности на исходе XX века" ("Вопросы философии" 1991. №6), "Христианство и генезис новоевропейского естествознания" ("Философско-религиозные истоки науки". М., 1997, и др.).
Докторская диссертация - "Эволюция понятия науки с VI в. до н.э. по XVI в." (1982).
В 1988 Гайденко перешла в ИФ АН СССР (РАН), где и работает заведующим сектором "Исторические типы научного знания".
На протяжении многих лет Гайденко занимается анализом как онтологического фундамента самого исторического процесса, так и методологии исторического познания. В связи с этой темой возник ряд статей, посвященных анализу понятия времени.
Начиная с 70-х гг., Гайденко занималась также изучением отечественной философии и опубликовала статьи, посвященные творчеству К.Н.Леонтьева (Наперекор историческому процессу // Вопросы литературы. 1974. №5), Л.М.Лопатина, Н.О.Лосского и С.Л.Франка (Диалектика теокосмического всеединства // Идеалистическая диалектика в XX в. М., 1987), В.С.Соловьева (Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл.Соловьева) // "Вопросы философии" 1998. №5), П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева (Философия свободы Н.А.Бердяева // Новый журнал. Н.-Й., 1991. №184-185), П.Б.Струве (Под знаком меры // "Вопросы философии" 1992. №12). Занимается переводами филос. классики: в ее переводе вышли работы Гегеля "Иенская реальная философия" (1970) и часть "Философии религии" (1977), а также статья М.Вебера "Наука как призвание и профессия" (1990).
В центре исследований последних лет - проблемы онтологии (Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997; Бытие и разум // "Вопросы философии" 1997. №7). В последние годы опубликовала следедующие работы: "История греческой философии в ее связи с наукой". Учебное пособие М., 2000; "История новоевропейской философии в ее связи с наукой". Учебное пособие М., 2000; Время и вечность: парадоксы континуума // "Вопросы философии" 2000. №6.
Гайденко избрана Член-корреспондентом РАН (2000).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх