Вышеславский Леонид Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Вышеславский
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 18.03 Кто родился в этот год 1914 |
[5(18).3.1914, Николаев - 27.12.2002, Киев]
— прозаик, литературовед.
Отец — инженер, преподаватель Николаевского кораблестроительного института им.
адмирала Макарова. Мать окончила Мариинскую гимназию в Николаеве. Род
Вышеславских древний. Дед — выходец из дворянского рода, участник боев под
Плевной в 1877. Бабушка по отцовской линии украинка, уроженка Одессы, во время
русско-турецкой войны была сестрой милосердия. Большое воздействие на
формирование Вышеславского в детстве и юности оказал дедушка, священник
Успенского монастыря на Большом Фонтане в Одессе, а также митрополит Одесский
Ювеналий. Вышеславский с детства хорошо знал церковную службу, ее обряды и
поэзию.
Немалую роль сыграл и учитель сельской школы Ф.Н.Остапенко — последователь
философа и поэта Григория Сковороды, ставшего на всю жизнь духовным ориентиром
для Вышеславского. Плодотворное воздействие на формирование будущего поэта
имела мать, именно она первоначально познакомила своего сына с русской
классической литературой. А свою бабушку Евридику Митрофановну Цицильно (по
национальности гречанка) он сравнивал с няней Пушкина и с бабушкой Горького —
через нее входил в его сознание украинский и молдавский фольклор.
Знание этого пласта культуры впоследствии обогатило творчество Вышеславского,
много сил отдавшего переводам с украинского и молдавского. Эти знания, большей
частью изустные, были подкреплены в доброжелательном кругу профессиональных
поэтов, среди которых Вышеславский благодарно вспоминает Майка Иогансена,
Миколу Хвильового, Володимира Соссюру, Павло Тычину, Миколу Бажана, а Николая
Николаевича Ушакова чтит как своего учителя.
Учась в школе, Вышеславский увлеченно занимался естествознанием и астрономией,
что впоследствии сказалась в его поэзии. Стихи Вышеславский начал писать в
детстве. Характерно его стихотворение 1925 «Природа»: в нем есть строка,
предвосхищающая его будущее понимание мира и отчасти объясняющая истоки его
философской поэзии: «Вся Вселенная полна разума / Все мерцает и движется в
ней». Через много лет в автобиографической заметке «Мой путь» Вышеславский
написал: «В моей жизни доминирующую роль играла наука. Прежде всего —
естествознание... И первые мои стихи были о природе, о звездах, о мироздании.
Это — естественная область моих поэтических устремлений».
В детстве большое влияние оказал на него поэт Г.Петников, человек, близкий в
свое время к Велемиру Хлебникову. По-видимому, от него и приобрел Вышеславский
страстное увлечение Вл.Маяковским. Г.Петников называл себя, уподобляясь
В.Хлебникову, «Предземшара №2», а перед смертью завещал этот странный пост
Вышеславского, который стал «Предземшара №3».
В Харькове после окончания школы Вышеславский занимался в литературной студии и
одновременно работал в литейном цехе Харьковского электромеханического завода.
Первая публикация Вышеславского — стихотворение о заводской жизни «Ударная
ночь» в харьковском журнале «Красное слово» (1931. № 3). Стихи Вышеславского
тех лет имели в основном «производственную» тематику. Уроки поэтического
мастерства давали заводским поэтам приезжавшие из Москвы Н.Асеев, С.Кирсанов,
И.Сепьвинский, И.Уткин.
В 1933, окончив рабфак, Вышеславский несколько месяцев учился в Харьковском
электротехническом институте, затем — на биологическом факультете Харьковского
университета, а в 1936 стал студентом литературного факультета Киевского
университета.
Предвоенная поэзия Вышеславского, обращенная к современности, своими темами
(революция, социализм, рабочий класс), полностью вписывается в общий
жизнерадостный настрой тогдашней эпохи. Сборник «Здравствуй, Солнце!» (1938)
искрится радостью и предвкушением счастья. Вышеславский сосредотачивается на
светлых сторонах жизни, ее внутренний драматизм с мрачными явлениями конца
1930-х не задевает его солнечного мира. В это же время проявляется в стихах
философское начало, которое впоследствии определило лицо его поэзии. В
стихотворении «Закон» (1930) и «Ляду-мег» (1937), высоко оцененных Н.Асеевым и
Н.Ушаковым, уже явственно предвосхищены будущие художественного решения. В
Вышеславский. близок здесь не только к своему учителю Н.Ушакову, но и к
Н.Заболоцкому.
В конце 1930-х Вышеславский обогатился высокой филологической культурой,
полученной в Киевском университете под руководством выдающихся литературоведов
А.И.Белецкого и С.И.Маслова.
В 1939 он стал преподавать в Киевском университете теорию литературы.
В 1953 Вышеславский защитил кандидатскую диссератацию о творчестве
Вл.Маяковского «Маяковский в борьбе за социализм». Превосходно зная украинский
язык, литературу и фольклор, он насытил русскую поэтическую речь образностью и
мелодикой украинской «мовы», а свое философское зрение изострил на сочинениях
Г.Сковороды. К его образу он обращался всю жизнь во многих произведениях.
Автоэпитафия Г.Сковороды, запечатленная по его завещанию на могильном камне —
«Мир ловил меня, но не поймал» — является девизом и самого Вышеславского.
Глубина философского постижения мира помогала ему решать темы не
«иллюстративно-тематически», а обращаясь к коренным, духовным основам бытия, к
чему его подготовила церковно-религиозная обстановка в детстве и отрочестве.
Естественно, что эта подоснова мировоззрения и мироощущения не могла
проявляться открыто и «словесно», но она изнутри инструментовала возникавшие у
него стихи и сказывалась больше в мелодике, дотрагивавшейся до читательской
души, и в общей ауре поэзии Вышеславского. Но в 1930-е эта особенность еще не
проявлялась так целеустремленно, осознанно и даже всеобъемлюще, как это
произошло в послевоенные и более поздние годы.
Во время Великой Отечественной войны Вышеславский разделил все испытания
народа, изведав ратный труд от начала и до Победы. На его поэзию эти годы
оказали глубокое воздействие, совершенно не сравнимое со всем предшествующим
жизненным и литературным опытом. Он работал в редакции газеты Южного фронта (9
армия) «Защитник Родины», написал множество корреспонденции, заметок, статей и
стихов. Одними из первых удачных его стих, были «Днепр» (где возник
замечательный образ-символ Днепра как «изогнутой сабли») и «Чайка». Давний
интерес к биологии помог совершить Вышеславскому художественное открытие —
создать поэтический символ Бумеранга: у морской чайки крылья разной длины, что
помогает ей в полете совершать резкий поворот. По мысли, Вышеславский воины,
претерпев отступление, вернутся по принципу бумеранга — по примеру морской
чайки — обратно и обретут победу. К этому образу он вернется и накануне победы
в стих. «Весна», а одну из своих книг назовет «Чайка».
В авг. 1943 Вышеславский был тяжело ранен, но в 1944 вернулся в строй. В
составе 1-й гвардейской армии он прошел Украину, Польшу, Германию, закончив
свой ратный путь в Чехословакии.
Стихотворение «Освободитель», опубликованное в газете «За нашу Победу» (2 дек.
1944), много лет спустя прочитал на конкурсе художественной самодеятельности
курсант Оренбургского авиационного училища Юрий Гагарин. Впоследствии первый
космонавт полностью привел это стих, в своей книге «Дорога в космос».
Оказывается, дорогу в космос пролагала и поэзия.
В послевоенные годы выходят сборник стихов «Подвиг мечтателей» (1949),
«Молодость мира» и «Песня с Днепра» (1951), «Путями правды» (1952), «Родство»
(1955), «Простор» (1956), «Единство земли» (1956), «Щедрость» (1960). Главная
черта поэзии Вышеславского этих лет — резкое усиление философского начала. К
книге «Звездные сонеты» (1962) написал предисл. Ю.Гагарин: «Мне очень
понравились эти стихи. Это лучшее, что за последнее время я читал о космических
полетах» (Звездные сонеты. С.3) Эта книга посвящена не только космосу, но
прежде всего — человеческой мысли. Интеллектуальное начало, ставшее едва ли не
доминирующим в поздней лирике Вышеславского, согрето теплом души,
интенсивностью душевных переживаний, это не т.н. «научная поэзия», а глубокая
лирика, исповедь души человека XX столетия. Но и на звездном небе есть его
«личная звезда», названная астрономами «Вышеславией». Одна из книг
Вышеславского так и называется — «Моя планета» (1972). Стихи Вышеславского,
вошедшие в сборник «Звездные сонеты», «Садовник», «Лоно», «Мой век», отличает
не только философская глубина, но и отмеченная мн. критиками и поэтами
(М.Рыльский, Н.Ушаков, А.Тарковский) выверенность всех поэтических элементов,
что особенно заметно в сонетах, форма которых требует ювелирной работы. Вместе
с тем точность и выверенность, напоминающие скрупулезность часового мастера, не
придают стиху Вышеславского ни малейшего налета рассудочности — они
эмоционально, душевно открыты, в них есть исповедальность, непосредственность и
лирическая нежность. Четкий рисунок, иногда и намеренная графика, не исключают
чистых акварельных красок, полутонов и затушеванности,— недаром в юности
Вышеславский собирался стать художником.
Вышеславский занял в современной русской поэзии свое место. Это — поэт-философ,
наследующий традиции русской философской лирики, но вобравший в себя и
достижения украинской поэтической мысли, прежде всего Г.Сковороды, Т.Шевченко,
М.Рыльского.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх