Воронов Юрий Петрович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Воронов 
 Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 13.01 Кто родился в этот год 1929  | 
      
[13.1.1929, Ленинград — 5.2.1993, Москва]  
      
— поэт, журналист. 
      
Отец — профсоюзный работник, в годы Великой Отечественной войны служил в 
Кронштадте, затем преподавал в Ленинградской профсоюзной школе, мать — 
бухгалтер. Во время блокады шестиклассник В. становится бойцом 
аварийно-восстановительной службы. Это значило, что по сигналу воздушной 
тревоги или артиллерийского налета, когда 4 снаряда в минуту врезались в стены 
и улицы города, нужно было не спускаться в бомбоубежище, а, наоборот, вставать 
навстречу смерти, чтобы попытаться спасти кого-то из уцелевших под развалинами. 
2 года спустя газета «Ленинская смена» опубликует заметку «Забывая об 
опасности...», рядом с которой на снимке ее герой — раненый, засыпанный 
осколками стекла черноглазый мальчик — будущий поэт блокады. А 25 нояб. 1941 
семью самого Воронова постигло горе — «черный всплеск» взметнулся над его 
домом. Мать и бабушку откопали сразу — живыми, а 3-летнего брата и 
полуторамесячную сестренку — только на 5-й день уже мертвыми. На всю жизнь с 
ним останется этот «долг» — не успел покормить голодного малыша: «Эту бомбу 
метнули с неба / Из-за туч / Среди бела дня. / Я спешил из булочной / с хлебом. 
/ Не успел. / Ты прости меня». Вместе с отцом, добравшимся из Кронштадта, 
раскапывали завал руками, т.к. аварийную бригаду на третий день «отозвали» — 
надежды уже не было. Хоронили тоже вдвоем: «Я забыть / никогда не смогу / скрип 
саней / на январском снегу... / Будто все это / было вчера... / В белой 
простыне — / брат и сестра...» 
      
Шел 85-й день блокады, а потом были остальные. Но не только голод, ранения, 
дистрофия — был досрочный прием в комсомол (1942), была работа в молодежных 
бытовых отрядах (они оказывали помощь ослабевшим), была медаль «За оборону 
Ленинграда» (1943); «Нам в сорок третьем / выдали медали / и только в сорок 
пятом — паспорта». А еще («музы не молчали») — были занятия в литературной 
студии при Ленинградском отделении СП (1943-48) под руководством 
Вс.Рождественского, были стихи, были выступления по знаменитому блокадному 
радио. 
      
В 1947 Воронов поступает на отделение журналистики филологического факультета 
Ленинградского университета, где сразу становится признанным лидером молодежи — 
в учебных аудиториях, в научном обществе, в первых студенческих стройотрядах.  
      
С марта 1952 (диплом будет вручен только в июне) Воронов начинает работать 
заведующим отделом студенческой молодежи в газете «Смена», затем — 
ответственным секретарем газеты. Его избирают секретарем Ленинградского обкома 
ВЛКСМ. Начинается стремительное и заслуженное восхождение Воронова по ступеням 
журналистской и партийной карьеры: заместитель редактора «Комсомольской правды» 
уже в Москве (1954-59), с 1959 член правления Союза журналистов, главный 
редактор «Комсомольской правды» (1959-65), с 1965 — ответственный секретарь 
газеты «Правда». Все это обрывается на первый взгляд неожиданно.  
      
21 июля 1965 «Комсомольская правда», которую редактировал Воронов, опубликовала 
очерк «В рейсе и после» — о вопиющих беззакониях, в т.ч. и стоивших молодых 
человеческих жизней, на знаменитой тогда китобойной флотилии «Слава». 
«Комсомольская правда» отважилась выступить против генерал-директора флотилии, 
которого восхваляли на всех уровнях, называли «маяком» и который не только 
выдавал липовые показатели, но и создал собственное «царство в государстве», 
где царил полный произвол. В итоге директор был снят со своей должности. Но эта 
мера далась дорогой ценой — на газету и ее редактора обрушились 
высокопоставленные защитники — состоялось заседание секретариата ЦК КПСС, на 
котором была сделана попытка выгородить генерал-директора (см. об этом: 
В.Ганюшкин. Народ не безмолвствует, когда говорят люди // Новое время. 1988. 
№40. С.27-28; А.Сахнин. Но это было только начало // Известия. 1988. 23-24 
сент.). Эта попытка не удалась, но с Вороновым «рассчитались»: оказывается, его 
назначение на пост ответственного секретаря «Правды» было лишь видимым 
повышением — оттуда его было удобнее «направить» на работу заведующим 
корреспондентским пунктом этой же газеты в Германию, где его продержали полтора 
десятилетия: «Дорога поет, / если к дому дорога, / и плачет, / когда от родного 
порога. / И если тебе / эта боль не знакома, / не жил ты вдали и подолгу/ от 
дома...» 
      
За эти годы Воронов стал автором многих книг, вошел в СП, был избран членом 
правления СП (1976). По возвращении на Родину работал секретарем правления СП, 
редактировал «Литературную газету», некоторое время работал заведующим отдела 
культуры ЦК КПСС, в 1989 его избрали народным депутатом. 
      
Воронову принадлежит более 200 выступлений в периодике. И все-таки главная 
заслуга его перед людьми — стихи. Он начал писать их рано, задолго до того 
1950, от которого он официально отсчитывал начало своего творческого пути.  
      
Уже в 1945 в ленинградской газете «Вагоностроитель» от 13 нояб. было напечатано 
его стихотворение «Возвращение». Потом он долго, почти 20 лет не публиковал 
стихи (исключение — студенческие газеты), утверждая, что «О.Берггольц и 
Н.Тихонов уже все сказали».  
      
Лишь 7 мая 1965 появилась первая подборка в «Правде», затем цикл из 12 
стихотворений под названием «Блокадные записки» в журнале «Знамя» (1965. №6), а 
в 1968 — еще несколько в ленинградском альманах «День поэзии».  
      
Но когда в том же 1968 вышла первая книга стихов Воронова «Блокада», а чуть 
позже — «Память», когда блокадные стихи Воронова были собраны воедино — они 
буквально обожгли читателей. У Воронова оказался свой ракурс в изображении 
ленинградской трагедии. Это не просто еще один дневник или воспоминание. 
Поэтическая история ленинградской блокады, над которой Воронов работал 30 лет, 
в ее окончательном варианте оказалась неотделимо вписанной в контекст 
современности. Пафос ключевых блокадных строк — «Я не напрасно беспокоюсь, / 
чтоб не забылась та война: / ведь эта память — наша совесть. / Она, как сила 
нам нужна» — обычно связывают только с реакцией на гонку вооружений и 
возможность атомной войны. Воронов слышал «молящий крик земли» о спасении от 
смертельного атома (и причем не только «военного» — стихотворение «Хиросима» 
было написано буквально в преддверии Чернобыля). Он слышал и «отчаянный крик 
пораженного пулей оленя» (как В.Астафьев, В.Распутин, В.Высоцкий) или 
уничтоженного подонком для возведения в ленинградском дворе персонального 
гаража куста сирени. Он еще в блокаду нашел душевные силы пожалеть не только 
людей, но и каменного льва, которому «осколком лапу оторвало». Воронов и 
позднее все время чувствовал боль своего города от полвека не залеченных ран на 
его стенах («Ленинградская осень»), ощущал «укор осыпающихся колоннад»: «В дни 
блокады / сохранили город, / неужели не спасем сейчас?»  
      
И все-таки самым главным для Воронова было то, что вместе с забвением памяти о 
войне человечество стало утрачивать и представление о цене человеческой жизни 
вообще, в т.ч. и о жизни «молодых ребят», как обычно говорил бывший молодежный 
лидер. В логическом финале блокадных стихов — «День победы» (1985) есть 
ключевые строки: «Но лишь слыша / победный салют, / мы вдруг поняли: / с этой 
минуты / ни тебя, ни других / не убьют». Эти строки возникли в разгар Афганской 
войны и в то время, когда уже вспыхивали первые зарева серьезных 
межнациональных конфликтов: «И о мертвых / далеких и близких, / боль очнулась, 
/ ударив в сердца...» Именно поэтому так важна Память — горький опыт истории, 
ее урок, предостережение: «Мертвые живых не упрекнут, / если те смеются и 
поют... / Но бывает все же: / им венки. / А они сжимают кулаки». Нужен не 
формальный ритуал, а живое ощущение того, что это такое: «Отбой. / За нынешний 
вечер / девятый», когда «вместо супа — бурда из столярного клея». Потомки 
блокадников должны понять, что чувствовали люди, когда «на праздничный салют 
пол-Ленинграда не поднялось», когда один за другим умирали самые родные и 
близкие. 
      
У Воронова есть очень хорошие стихи не только о блокаде — о любви и дружбе, о 
природе, о творчестве. Они — в ряде сб.: «Улица России» и «Долгое эхо» (оба — 
1979), «Весы» (1986), «Избранное» и «Белые ночи» (оба — 1987), в периодических 
изд. Но это — просто хорошие стихи. Стихи же «Памяти» и «Блокады» — гражданский 
и нравственный подвиг. Они навечно встали рядом с мемориалом на Пискаревском 
кладбище, Зеленым поясом Славы, с Монументом героическим защитникам города на 
Московском проспекте — там высечены строки Воронова: «О, камни, будьте 
стойкими, как люди!» 
      
Во всех откликах на стихотворения Воронова критика обязательно подчеркивала 
одно: это — поэзия «без вычурных метафор» и прочих «украшений». Действительно, 
существует поэзия металогичная и автологичная. Поэтика Воронова сформировалась 
в системе последней. Но, кроме графической точности и строгости, его стихам 
присущ огромный внутренний накал, почти невероятная драматическая 
напряженность, редкая эмоциональная выразительность. Дыхание, которое 
перехватывает от горя, передается прерывистой обрывающейся строкой: «Как стон, 
/ как рыданье, / как всхлип». Нравственная сила и мужество защитников города — 
экспрессивной меняющейся динамикой ритма. Особенную энергию стиху придают почти 
обязательные афористические зачины или концовки: «Строка бывает — как рука, / в 
беде протянутая другом»; «Все объяснимо, / кроме лжи, / и лишь она 
непоправима»; «Искусство не прячет секретов. / Секреты таит ремесло». Передавая 
различные оттенки переживаний и состояний лирического героя, Воронов использует 
и разные размеры стиха — от классического русского ямба до верлибра. Он 
мастерски выстраивает лирический сюжет — от безукоризненно точно найденной 
детали до самого широкого, временами почти космического обобщения. Таково, 
например, стихотворение «Баллада о музыке». Оно начинается с нескольких 
подчеркнуто прозаических подробностей выступлений знаменитого блокадного 
оркестра «под гул канонады» в полутемном зале Филармонии. Трагические реалии 
быта: саночки, на которых музыканты везли через заледеневший город валторны и 
скрипки, врач, сидящий «на всякий случай», в последнем ряду выступающих, 
представители в случае горькой необходимости «возможной замены», ушанки и 
пальто на старинном бархате кресел... Но от строки к строке, как и в музыке, 
все больше усиливается лирическое crescendo, чтобы в конце обвально обрушиться 
на читателя всей силой fortissimo: «И музыка / встала над мраком развалин, / 
крушила / безмолвие темных квартир. / И слушал ее ошарашенный мир». А затем — 
две строки финала — почти шепотом, как на последнем дыхании: «Вы так бы смогли, 
/ если б вы умирали?..» 
      
Стихи Воронова — это не только гражданский подвиг, но и самая высокая поэзия.
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх