Воронский Александр Константинович
|
Другие персоны с фамилией Воронский
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 08.09 Кто родился в этот год 1884 |
[27.8(8.9).1884, с.Хорошавка Кирсановского у. Тамбовской губ.— 13.8.1937,
Москва]
— прозаик, критик, редактор.
Родился в семье сельского священника. Воронский, скорее всего, как это нередко
бывало с фамилиями русских священников, не родовая фамилия, она образована от
названия реки Вороны, на которой расположено село, где был приход его отца.
В 1900 после окончания 1-го духовного училища в Тамбове он поступает в
Тамбовскую духовную семинарию; незадолго до событий первой русской революции
становится большевиком, выполняет партийные поручения. Один из активных
участников бунта в семинарии, исключен из семинарии в 1905 за «политическую
неблагонадежность». С этого времени — профессиональный революционер; вскоре он
покидает родные места, живет на нелегальном положении в Петербурге и
Гельсингфорсе.
18 сент. 1906 его настигает первый арест, за которым следует годичное
заключение в крепости. Спустя полтора года — в февр. 1907 — второй арест и
высылка на 2 года в Яренск Вологодской губ. Партийные задания бросают его то во
Владимир, то в Саратов, то в Одессу. Воронский знакомится с видными
большевиками — М.И.Ульяновой, М.В.Фрунзе, В.В.Воровским и др.
В 1911 впервые печатает свои очерки и статьи в одесской газете «Ясная заря».
В 1912 Воронский был избран от саратовской партийной организации делегатом
знаменитой, руководимой В.И.Лениным Пражской партийной конференции, где близко
познакомился с Г.К.Орджоникидзе, Л.Серебряковым и др. Следует отметить, что, в
сущности, именно Воронский был инициатором издания общепартийной газеты,
которая вскоре стала выходить под названием «Правда». Из Праги он возвращается
представителем новоизбранного ЦК РСДРП(б); вскоре его арестовывают, отправляют
на 3 года в ссылку в г.Кемь Архангельской губ.
В 1915-17 он на подпольной партийной работе в Екатеринославе, затем руководит
Советом солдатских депутатов в Кайдановском у. Минской губ.
События Октября 1917 застают Воронского в Одессе, где он возглавлял фракцию
большевиков в Совете. Последующие 4 года он занят ответственной партийной
работой: был членом ВЦИК, делегатом VIII и X съездов РКП(б), председателем
Иваново-Вознесенского губкома, редактором губернской газеты «Рабочий край».
С янв. 1921 Воронский работает в Москве, в Главполитпросвете. Он выдвигает план
создания первого «толстого» литетуратурного журнала коммунистической
ориентации, вокруг которого могли бы собраться все талантливые новые
литературные силы. Этот план был поддержан Лениным, Крупской и Горьким на
совещании в Кремле. Такой журнал, «Красная новь», стал выходить с июня 1921.
Воронский — редактор «Красной нови» и критик — весьма активно влиял на
литературный процесс 1920-х. Он сделал очень многое в поддержку наиболее
полного выражения лучших творческих тенденций в сложном литературном процессе
послереволюционного десятилетия. «Красная новь» и руководимое Воронским
издательство «Круг» сблизили писателей разных взглядов и поколений — «стариков»
(М.Горький, А.Н.Толстой, М.М.Пришвин, А.П.Чапыгин и др.), т.н. «попутчиков» из
нового литературного поколения («Серапионовы братья», «Перевал», И.Бабель,
Б.Пильняк, Э.Багрицкий, Ю.Олеша, Л.Леонов и др.), некоторых т.н. «пролетарских
писателей» (Н.Ляшко, А.Фадеев, Ю.Либединский, Ф.Гладков). Он полагал возможным
издание романа «Мы» Е.Замятина, был одним из очень немногих, кто оценил ранние
произведения М.Булгакова. Близкими «кругу Воронского» были С.Есенин и
Б.Пастернак, Л.Сейфуллина, М.Светлов.
Потребности живого литературного процесса определили весь характер критической
и теоретической работы Воронского. Его статьи по этим вопросам собраны в книгах
«На стыке» (1923), «Искусство и жизнь» (1924), «Литературные типы» (1925),
«Литературные записи» (1926), «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна» (1927) и в
итоговой книге «Искусство видеть мир» (1928). Критическая и редакторская работа
В. не только восстановила против него лит. сектантов и экстремистов (прежде
всего РАПП), но мало-помалу привела к отходу от большевистской, точнее,
сталинской партийной и идеологической системы. Это сделало его участником
внутрипартийных оппозиционных течений, обусловило конфликт с т.н. «линией
партии» в литературе.
В 1927 Воронский был отстранен от работы в «Красной нови», а в марте 1929, в
год «великого перелома», арестован, исключен из партии и сослан в Липецк.
В 1930 был возвращен из ссылки, восстановлен в партии, но от участия в
современной литературной жизни отстранен. Работал в Госиздате редактором,
готовил издание русских писателей XIX в.
Деятельность Воронского — критика, редактора, участника литературных боев,
«Ивана Калиты» новой русской литературы, как говорили о нем современники (по
выражению В.П.Полонского),— отодвинула на второй план другую весьма значимую
часть его литературной биографии — работу собственно писательскую, несколько
книг его прозы. А между тем начинал он, даже в условиях партийного подполья,
скорее всего как беллетрист и эссеист. Таковы некоторые из его самых первых
газетных выступлений в 1911.
В середине 1910-х он пишет ряд рассказов и посылает их Горькому; рассказы не
были напечатаны, их рукописи затерялись.
Уже с середины 1920-х В. переходит к прозе, преимущественно на
автобиографическом материале. Это книга «За живой и мертвой водой» (1927; 2-е,
доп. изд.— 1928), роман «Глаз урагана» (1931), книга «Рассказы» (1932); в
начале 1930-х он пишет роман «Бурса» (журнальная публикация — 1933, отд. изд.—
1966). В последние годы жизни он написал 2 книги для серии «ЖЗЛ»: «Гоголь» и
«Желябов» (обе-1934).
В 1937 Воронский снова арестован и летом того же года погибает в заключении.
Реабилитирован в 1954.
В прозу Воронского широко входит автобиографический, личный материал, опыт
пережитого, начиная с дней детства. В то же время это не «воспоминания» (такой
подзаголовок был снят во всех изданиях книги «За живой и мертвой водой» после
1927). Писатель создает широкую картину многих и разных человеческих судеб,
сливающихся в одной общей — народной, социальной судьбе, в судьбе России. Прозе
Воронского свойствен требовательный нравственный самоанализ персонажей, дух
искренней самопроверки без иллюзий. Его лирический герой — революционер
Валентин — понимает, что, посягнув на вековечный традиционный порядок жизни, он
не имеет права прятаться за догмы, жить партийными внушениями одного дня.
Писатель дорожит всеми богатствами народного опыта, человеческого сознания,
отстаивает право искусства видеть мир во всем его разнообразии и противоречиях,
во всех переливах правды жизни.
В прозе Воронского о Первой мировой войне («Глаз урагана») звучит, как мало у
кого из современников, протест против антигуманизма войны, ее апокалипсиса. Не
случайно Воронский стал в начале 1930-х инициатором создания литературной
организации, назначение которой он видел в том, чтобы объединить литературу в
противостоянии пропаганде неизбежности войны, самому духу войны, ее
неотвратимой трагедии. Но и этот замысел Воронского был отклонен: Сталин назвал
Воронского «пацифистом», считая это его еще одной большой политической
«ошибкой».
Проза Воронского не только яркий документ эпохи. Она включена в большую
культурную традицию, находится среди таких книг русской прозы, как «Былое и
думы» А.Герцена, «История моего современника» В.Короленко, «Жизнь Арсеньева»
И.Бунина, автобиографическая проза М.Горького.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх