AZ-libr.ру

информационный портал





Волошинов Валентин Николаевич
[30.06.1895-13.06.1936]

  Другие персоны с фамилией Волошинов
Другие персоны с именем Валентин
Кто родился в этот день 30.06
Кто родился в этот год 1895

       - философ, поэт, музыкант; исследователь философской проблемы языка и психоанализа.
       Ученик и близкий друг М.М.Бахтина.
       Род. в Петербурге, в семье адвоката.
       В 1913 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета.
       На 3-м курсе (1917) был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и некоторое время работать учителем; затем - председателем Исполкома сотрудников Петроградского окружного народного суда и заведующий канцелярией уголовного отдела.
       В начале 1919 Волошинов переехал в г.Невель, где занимался педагогической и административной деятельностью. Здесь и состоялось его знакомство с М.М.Бахтиным, положившее начало многолетнему и творческому их сотрудничеству.
       В 1921 Волошинов переселился в Витебск, где возглавил музыкальный отдел Витгубполитпросвета, стал заместителем заведующего подотделом искусств губернского отдела народного образования, а также преподавал в Школе сценического искусства и читал в разных аудиториях лекции по истории русской и античной литературы, музыки, общей истории и культуры. Вместе с М.М.Бахтиным, также перебравшемся в Витебск, они снимали комнату, что было обусловлено не только общими интересами, но и необходимостью ухода за Бахтиным в связи с обострением у него хронического остеомиелита.
       В 1922 Волошинов возвращается в Пг. с намерением продолжить университетское образование. Несмотря на то, что Волошинов стремился поступить на литературно-художественное отделение факультета общественных наук, он был зачислен на этнолого-лингвистическую специализацию этого факультета, что во многом и послужило смене творческих устремлений и идейной ориентации Волошинов, его будущему интересу к марксизму, языкознанию и психологии.
       В 1924 Волошинов окончил университет. В том же году в Ленинград приехал М.М.Бахтин. По окончании университета Волошинов работал на научных должностях и был аспирант Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока (1927). В этот период российская интеллигенция увлекалась фрейдизмом. Волошинов откликнулся на это основательной статьей "По ту сторону социального", посвященной филос. интерпретации фрейдизма (1925) и предваряющей выход его книги "Фрейдизм. Критический очерк" (1927).
       В эти же годы научные интересы ученого сосредоточиваются и на теоретических вопросах лингвистики и поэтики. В 1926-1930 этой теме посвящен ряд его работ.
       Волошинов вел преподавательскую работу в вузах Ленинграда, в частности в Педагогическом институте им. А.И.Герцена в должности доцент и в ИПК работников искусств в должности профессора. Однако обострение туберкулеза, которым Волошинов страдал с 1914, прервало его активную творческую деятельность. После его смерти (1936) в Ленинграде остался неоконченный перевод на русский язык первого тома книги немецкого философа Э.Кассирера "Философия классических форм". Волошинов был убежден в том, что в литературоведении пришла пора для применения социологического метода, разрабатываемого в марксизме. Ему присущи монизм и историчность, чего нет у "имманентных" методов, которые, как он считал, запутываются в субъективизме. И он сам применяет этот метод в решении вопросов о стиле художественных произведений, о соотношении формы и содержания в искусстве и др. Нередко при этом он становится пленником социологизаторского подхода, заявляя, к примеру, что теория искусства может быть только социологией искусства, что философия языка есть философия идеологического знака, и т.п.
       В книге "Марксизм и философия языка" Волошинов дал общий анализ магистралей философской и лингвистической мысли Нового времени, применил социологический метод к проблемам синтаксиса (развернул историю форм высказывания в конструкциях языка), очертил пути марксистской философии языка; он взял при этом проблемы "язык, речь и высказывание", "речевое взаимодействие", "тема и значение в языке". Один из его выводов: "Творчество языка не совпадает с художественным творчеством или с каким-либо иным специально-идеологическим творчеством. Но в то же время творчество языка не может быть понято в отрыве от наполняющих его идеологических смыслов и ценностей" (Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995. С.316).
       В своих основных философских работах (статьи "По ту сторону социального. О фрейдизме" и книга "Фрейдизм. Критический очерк") Волошинов дал квалифицированное и обстоятельное изложение основных фрейдовских идей психоанализа и их марксистскую критику. Его книгу (в первой и второй части) можно считать лучшим и адекватным содержанию психоанализа изложением основ фрейдизма; этот текст может быть оценен как пример научной имманентной критики и в философии. Однако третья часть (собственно критическая) излишне идеологизирована. Вот одно из его утверждений: "Психоанализ плоть от плоти, кровь от крови разлагающейся буржуазной идеологии" ("Фрейдизм...". М.-Л., 1927, с. 163-164). В статье "По ту сторону социального..." Волошинов, как он указывает сам, стремился "вскрыть... общеидеологические устремления буржуазной современности" в основах концепции Фрейда - метод Фрейда и его "бессознательного".
       Волошинов считает, что "Фрейд психологизировал организм и все органические процессы. О социологическом у Фрейда приходится сказать то же самое. И оно сплошь определяется индивидуально-психическим моментом. От объективной социально-экономической необходимости не осталось и следа" (Философия и социология гуманитарных наук // По ту сторону социального. О фрейдизме. СПб., 1995, с. 49).
       Говоря о философском наследии Волошинов, нельзя не коснуться долгое время бытовавшей версии (с 1970-х гг.) о принадлежности отдельных его работ М.М.Бахтину. Публиковалось много "за" и "против" этой версии; дискуссия о "спорных текстах" продолжается; однако есть все основания считать, что участие М.М.Бахтина в издании некоторых работ Волошинов выражалось в творческом содружестве, в общности идей и концепций по принципиальным вопросам, но не распространялось на форму реализации этих идей, т.е. на само написание текстов. В начальный период содружества Волошинов и М.М.Бахтина последний, обладая большим запасом знаний в области философии и языкознания, несомненно, питал своего ученика соответствующими идеями, но в ленинградский период Волошинов все же имел достаточно самостоятельную научную позицию. В истории духовной культуры России Волошинов останется как ученый с широким диапазоном интересов и высокой творческой активностью.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:54:08 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"