Вольфсон Семён Яковлевич
[__.__.1894-__.__.1941] [(1894г.-1941г.)]

  Другие персоны с фамилией Вольфсон
Другие персоны с именем Семён
Кто родился в этот год 1876

       - специалист по систематической философии, культурологии, социологии брака и семьи.
       Род. в Бобруйске.
       Профессор Белорусского университета (с 1921),
       с 1931 - директор ИФП АН БССР.
       Академик АН БССР (с 1928).
       Одним из первых издал (1922) учебное пособие "Диалектический материализм". Этот курс сформировался на основе лекций, прочитанных на факультете общественных наук Белорусского университета, а затем был принят в качестве учебника для вузов. Его структура такова (по 7 изд., 1929; ч.3, 516 стр.): ч.I. Гл.I "Материализм в античном мире"; гл.II "Антиматериализм средних веков"; гл.III "Возрождение материализма", гл.IV "Материализм XVIII века"; гл.V "От метафизического до диалектического материализма". Ч.II. Гл.I "Социальные предпосылки марксова открытия"; гл.II "Карл Маркс и Фридрих Энгельс"; гл.III "Теоретико-познавательные положения марксизма"; гл.IV "Диалектика"; гл.V "Детерминизм"; гл.VI "От идеалистического к материалистич. пониманию истории"; гл.VII "Производительные силы. Базис и надстройка"; гл.VIII "Субъект и исторический процесс"; гл.IX "Классы и классовая борьба". Ч.III. Гл.I "Семья и брак"; гл.II "Право и государство"; гл.III "Нравственность"; гл.IV "Религия"; гл.V "Искусство".
       В целом этот учебник по своему содержанию соответствовал тем задачам, которые были поставлены перед подобными изданиями; в нем преимущественно комментировались основные философские положения Маркса, Энгельса, Плеханова. Но даже при такой установке он, наверное, мог бы избежать некоторых упрощенческих утверждений. Так, основной вопрос мировоззрения (и философии) о соотношении природы и духа трактовался как "вопрос об отношении нашего внутреннего мира к миру внешнему" (С.172), идеализму (любому идеализму) приписывалось положение "мир непознаваем" (с.187), в ряде случаев идеализм отождествлялся с религией (на основе утверждения Ленина, что эта философия есть "поповщина") и т.п.
       Книга Вольфсон стала к концу 20-х - началу 30-х гг. предметом заостренной критики; его критиковали прежде всего за недостаточную "партийность", за отступления от "большевизма", что выражалось, якобы, в недооценке трудов В.ИЛенина и преувеличении вклада Г.В.Плеханова в теорию марксизма. Конечно, в выступлениях Вольфсон было немало слабых, упрощенных положений, и мы некоторые из них отметили. Однако если оценивать творчество Вольфсон во всех его направлениях, включая монографии (и статьи) по проблемам культуры, семьи и брака, интеллигенции, педагогики и т.п., то следует признать его творчество в целом заслуживающим внимания в плане формировавшейся марксистской философской парадигмы.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:53:12 UTC