Волянская Галина Евгеньевна
|
Другие персоны с фамилией Волянская
Другие персоны с именем Галина Кто родился в этот день 18.02 Кто родился в этот год 1911 |
[5(18).2.1911, д.Усманка Томской губ.— 18.10.1963, Москва]
— прозаик, поэт, публицист.
Родилась в семье служащих: отец — Евгений Иванович Волянский был юристом, а мать — Мелитина
Волянская — работала учительницей. Детство Николаевой прошло в Псковской губ., в Томске, на Алтае, в
Новосибирске.
В 1935 Николаева окончила Горьковский медицинский институт. В годы Великой Отечественной войны
служила врачом-ординатором на санитарно-транспортных судах и в эвакогоспиталях.
Печататься Николаева начала в 1939. В конце войны выступила как поэт, новеллист, публицист.
Стихотворения, написанные Николаева до конца 1944, составили первые 2 поэтические книги: «Стихи»
(Нальчик, 1945) и «Сквозь огонь» (М., 1946). В этих публикациях нашли отражение два периода
творчества поэта. Первый — довоенная лирика, иногда в чем-то наивная, иногда не отвечающая законам
стихосложения, но всегда искренняя, откровенная, честная. Второй период — Великая Отечественная
война. Именно эти стихи, в частности «Для вас, закрывших Родину телами», «Ста-линградка», «Волга»,
«Завещание», «Эшелоны», «Ты не можешь погибнуть, пока я жива», «О любви и ненависти» и др.,
произвели в конце 1944 глубокое впечатление на Н.С.Тихонова, которому они были посланы из Нальчика,
и на тогдашнее руководство журнала «Знамя» (В.В.Вишневский, К.М.Симонов, А.К.Тарасенков) и были
опубликованы в двух журнальных подборках «Знамени» за 1945.
Во время Великой Отечественной войны Николаева создает серию рассказов, большинство которых в
определенном смысле автобиографично. «Гибель командарма» (1945) — один из наиболее известных
рассказов Николаевой, советской критикой он отнесен к числу лучших рассказов военного времени.
Включался в ряд сборников произведений о войне, в т.ч. в известный «Венок славы. Антология худож.
произведений о Великой Отечественной войне» (Т.4. Сталинградская битва. М., 1984). Переведен на ряд
иностранных языков. Истоки этого произведения — страницы биографии писательницы, служившей в авг.
1942 врачом-ординатором на пассажирском пароходе «Композитор Бородин», ставшем с июня 1942
санитарно-транспортным судном СТС-56. Героиню рассказа нельзя отождествлять с автором, но многое,
особенно внутренний мир Катерины Ивановны, женщины обыкновенной, «домашней», становящейся под
давлением безжалостных жестокостей войны женщиной-солдатом,— несомненно, от Галины Николаевой.
Первое крупное произведение Николаевой — роман «Жатва», рассказывающий о послевоенном
восстановлении колхозов,— был удостоен Государственной (Сталинской) премии в 1951 (в 1953 по
мотивам романа был снят фильм «Возвращение Василия Бортникова»). Затем последовала «Повесть о
директоре МТС и главном агрономе» (1954), написанная под впечатлением от поездки Николаевой на
целинные земли.
Но наибольшую известность писательнице принес роман «Битва в пути», отразивший творческий накал
эпохи «оттепели» — времени знаменательных перемен в социально-политической и духовной жизни
общества. Полностью роман был опубликован в 1957 в журнале «Октябрь», отрывки из него
публиковались в «Литературной газете» (Битва. 1955. 25 окт.) и в журнале «Советская женщина» (Даша.
1956. №2). Журнальные номера с «Битвой в пути» по выходе из печати становились бестселлерами, но
газеты встретили роман почти полным молчанием. Первой появилась резко отрицательная статья
(Мурзиди К. О современности и глубине конфликта // Литературная газета. 1957. 26 сент.). Критическая
полемика вокруг романа перенеслась в номера «толстых» журналов. Критик В.Архипов (От проблемы //
Нева. 1958. №1) увидел в романе прежде всего заданность, искусственность образов: «Герой — проблема,
герой — недостаток, герой — достижение, герой — пункт»,— жестко констатировал критик. Дальнейшая
критика так и не решилась отнести роман ни к бесспорно положительному, ни к явно отрицательному
явлению литературной жизни.
В 1961 после выхода на экраны фильма «Битва в пути» (сценарий Г.Николаевой и М.Сагаловича, реж.
В.Басов), с восторженными отзывами выступили почти все центральные газеты и журналы.
В 1962 были предприняты новые попытки разобраться в таком противоречивом явлении, как роман «Битва
в пути»: критики обратились к нравственно-философскому конфликту произведения и обвинили
писательницу в излишней дидактичности (И.Виноградов. По поводу одной «вечной» темы // Новый мир.
1962. №8; А. Турков. Поэзия созидания. М., 1962.).
Столь суровое отношение критики к роману сочеталось с большой популярностью его у читателей. «Битва
в пути» вызвала также международный резонанс. Роман опубликовали в Германии, Болгарии, Венгрии,
Чехословакии, Румынии, Польше, Югославии, Вьетнаме и т.д. Жорж Сориа, переводчик романа
Николаевой на французский язык (роман вышел во Франции под названием «Инженер Бахирев»), так
объясняет успех этой книги в Париже: «Автор как... хирург вскрывает раны, чтобы возвратить организму
полную силу. При чтении некоторых отрывков сжимается горло, появляются на глазах слезы. Для Галины
Николаевой социализм, коммунизм не являются какой-то догмой, в этих понятиях заключается то, что
люди произвели лучшего в двух последних столетиях в своих думах и в поисках системы, отвечающей
стремлениям массы» (ЦГАЛИ. Ф. 2292. Оп.2. Ед.хр.130).
Столь острая полемика и живой интерес к роману имеют свое объяснение. Он вышел в момент переломной
политической ситуации в стране, само название романа «Битва в пути» настраивало на
военно-патриотический лад и характерную в литературе той поры политическую масштабность
сюжетного материала. Для читателя тех лет страницы романа звучали близким голосом
писателя-современника, прожившим вместе со своей страной нелегкую, не лишенную заблуждений и
ошибок, но насыщенную событиями жизнь. В годы хрущевской «оттепели» стали происходить заметные
сдвиги в системе жанров соцреализма, и роман Николаевой нес на себе печать трансформации
традиционного «производственного романа». В соответствии с атрибутами «производственного романа»
здесь есть герой-новатор (Бахирев) и герой-консерватор (Вальган), сюжет их противостояния
соответствует канонам «производственного» жанра. Однако роман не только вступает в контакт с
традицией, но и во мн. спорит с ней. С одной стороны, за «производственным» конфликтом ощущается
напряженная атмосфера «оттепели», с другой — «производственные» коллизии сдвигаются с центра
романного конфликта, переходя на роль первотолчка для конфликтов нравственных и психологических
(история любви Тины и Бахирева). В жанровой структуре романа «Битва в пути» происходит сдвиг от
традиционной модели «производственного романа» к роману социально-психологическому. Николаева
выводила Бахирева как личность сложную, неоднозначную, подчеркивая значительность
индивидуальности как реальной силы общественного прогресса. По мысли писательницы, личное участие
в деле талантливых и знающих людей определяет и успех коллектива. И в этом смысле противник
Бахирева — Вальган, не умеющий перестроиться с военного лада на лад мирной жизни, где вступали в
права жизни иные нравственные закономерности общественных отношений, был выведен Николаевой с
большой психологической точностью.
Николаева намеревалась написать 2-й том романа под названием «Директор завода». «Это
ориентировочное название следующего романа,— делилась Николаева своими замыслами на встрече с
читателями,— я хочу написать о Бахиреве, как он будет работать директором завода...» (ЦГАЛИ. Ф.2292.
Оп.1. Ед.хр.58). Но тяжелая сердечная болезнь не позволила Николаевой осуществить этот замысел. В
качестве продолжения романа была написана глава «Тина», опубликованная посмертно в виде рассказа.
Многие произведения Николаевой опубликованы посмертно: стихотворения, поэма «Любовь»,
лирико-философский дневник «Наш сад», отрывки из неоконченного романа «Сильное взаимодействие».
Имя Николаевой принадлежит к славной плеяде женщин-писательниц, живших и работавших в одно с нею
время: Вера Кетлинская, Вера Панова, Мариэтта Шагинян...
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх