AZ-libr.ру

информационный портал





Войнович Владимир Николаевич
[26.09.1932]

  Другие персоны с фамилией Войнович
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 26.09
Кто родился в этот год 1932

       [26.9.1932, Душанбе]
       — прозаик, сценарист, драматург, публицист.
       Отец — журналист, мать — учительница. Первые поэтические опыты относятся ко времени службы в армии (1951-55); после демобилизации учившийся когда-то столярному ремеслу Войнович работает плотником в Москве. Дважды — в 1956 и 1957 — поступал в Литературный институт, но не был принят. Затем поступил в Московский педагогический институт, но, проучившись там полтора года, уехал на целину. После возвращения в Москву работал на радио, в 1960 написал слова «Песни космонавтов», которая очень скоро стала знаменитой. После того как на встрече Ю.А.Гагарина несколько слов из этой песни пропел с трибуны Мавзолея Н.С.Хрущев, Войнович был, по его словам, «с большой помпой» принят в 1962 в СП.
       Поэтом Войнович не стал: в 1961 в возглавляемом А.Т.Твардовским журнале «Новый мир» была напечатана его первая повесть «Мы здесь живем», благожелательно встреченная критикой. Но уже появившийся вскоре рассказ «Хочу быть честным» (1963) свидетельствовал о появлении в творчестве писателя резкой критической ноты, еще более отчетливо прозвучавшей в повести «Два товарища» (1967). Независимая позиция писателя, не собиравшегося соглашаться со все более громко звучащими упреками в его адрес, принимавшего участие в многочисленных кампаниях протеста против расправы над инакомыслящими, делала положение Войновича на родине все более тяжелым. Когда сначала в самиздате, а затем за рубежом (во Франкфурте-на-Майне, 1969) появилась 1-я часть сатирического романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в нем увидели издевку над Советской Армией и ее солдатом, автора обвинили в несерьезном отношении к трагическим в жизни народа событиям — к Отечественной войне. В 1975 роман был опубликован полностью, в 2 частях; продолжением связанных с образом незадачливого солдата событий стал роман «Претендент на престол» (1979).
       По мнению Войновича, «каждый писатель — инакомыслящий. Если он мыслит, как все, то тогда какой в нем интерес?», но политическим диссидентом он себя не считает: государство и гражданин, убежден Войнович, должны быть взаимно лояльны по отношению друг к другу. Однако это шло вразрез с присущими тоталитарному государству порядками, чем и объясняется судьба Войновича: в 1974 он был исключен из СП и тогда же принят в международный ПЕН-клуб.
       Основное место в творчестве писателя с этого времени занимает сатира. Произведения Войновича уже не могли увидеть свет на родине, критика в его адрес принимала угрожающий характер, стали раздаваться недвусмысленные угрозы, в т.ч. физической расправы. О том, как его буквально выталкивали с родной земли, бесконечно подвергая унижениям, В. рассказал в книге «Дело №34840» (1994). Все это вынудило Войновича 12 дек. 1980 покинуть страну. Вскоре он был лишен советского гражданства, которое было восстановлено 10 лет спустя. Теперь Войнович большую часть времени проводит в России, не порывая вовсе с приютившей его в пору изгнания страной — с Германией.
       Абсурдность действий, которые движут сюжет в каждом сатирическом произведении Войновича, лежит в основании самой жизни. Смирный и доверчивый Ваня Чонкин попадает в нелепые ситуации не по глупости, а лишь потому, что не воспринимает принятые в обществе правила игры. Его реакция на все, с чем он встречается, естественна, человечна, благодаря этому обнажается подлинный — уродливый! — смысл многого из того, с чем приходится ему сталкиваться. С тем, что сам Войнович назвал «идиотизмом жизни», в которой жестоко извращены понятия достоинства, чести, долга, любви к отечеству. Облик и судьба Чонкина восходят к сказочному образу Ивана-дурака.
       Сюжеты своих сатирических произведений Войнович не выдумывает — они в изобилии порождаются самой действительностью. Так появилась «Иванькиада» (1976), в центре которой — тяжба за освободившуюся в писательском кооперативном доме квартиру, которую хочет прибрать к рукам некий Иванько, причисляющий себя к членам творческого союза, но подвизающийся не в литературе, а на ниве КГБ. Так появилась «Шапка» — повесть о том, какие муки может испытывать советский писатель оттого, что в ателье писательского союза ему должны пошить шапку, но лишь из меха кошки, что свидетельствует о его — в глазах руководства — третьеразрядности. Так появилась книга художественной публицистики «Антисоветский Советский Союз» (1985): многое из того, с чем жившие в Стране Советов свыклись, предстает здесь в неожиданном ракурсе, обнаруживая свою в самом деле совсем не советскую сущность. Это относится и к активно — всеми возможными средствами — ведущейся пропаганде, которая, как известно, часто оказывала на человека прямо противоположное своему назначению воздействие. Это относится и к усиленно насаждавшемуся в советском искусстве социалистическому реализму, который — если вдуматься в смысл термина — не имеет ничего общего с требованием реалистического (т.е. правдивого) изображения жизни. Это относится и к столь же активно утверждавшемуся представлению о гуманизме нового типа — социалистическом, где, вопреки содержанию этого понятия, человеколюбие должно вырастать на почве ненависти.
       Самое значительное из созданного Войновичем после отъезда из России — сатирический роман-антиутопия «Москва 2042» (1987).
       Изображаемое здесь будущее предстает средоточием удивительных — хорошо узнаваемых — нелепиц. Тут и путч генералов, решивших чисто армейскими способами — приказами — изменить жизнь к лучшему, и обстановка тотального контроля сверху над жизнью каждого гражданина, и подмена подлинного содержания понятий символикой, наконец, всеобщее обнищание, с помощью громких слов выдаваемое за благоденствие. Предстающее в романе Войновича общество возникает в результате осуществления утопического прожекта генерал-майора из органов безопасности Букашева и его — когда-то молодых, а теперь безнадежно одряхлевших — соратников. Но ничуть не лучше и то, которое выстраивает на глазах читателей бывший зек, а теперь писатель Карнавалов, ожидающий, когда в Москве совершится переворот, в результате которого возникнет христиан-ско-православная монархия с ним, Карнаваловым, на престоле. Соглашаясь с тем, что в его романе «есть элементы пародии на Солженицына», В. вместе с тем настаивает, что создал «обобщенный образ русского мессии»: о том, как много нынче претендентов на эту роль, читатель знает очень хорошо. С откровенной издевкой изображает писатель, к чему приводят попытки Букашева, Карнавалова, наконец, биолога Эдисона Комарова, создающего в лаборатории эликсир жизни, из ничего сделать нечто: каждый раз при этом обнаруживается тщетность надежд на изменение жизни к лучшему. Своим романом Войнович сказал о тупиковой ситуации, неизменно возникающей там, где одна утопия сменяет другую и идеологический диктат продолжает довлеть над всеми.
       Войнович покинул Россию, отказавшись «очень сильно приспосабливаться», но и находясь в изгнании, он говорил убежденно: «Я — русский писатель. Я пишу на русском языке, на русскую тему и в русском духе. У меня русское мировоззрение».
       Последние произведения Войнович — роман «Замысел» и документальная повесть «Дело №3480», в основе которой лежит детективная история о покушении на Войновича сотрудников КГБ. Сюжет романа разветвленный. Одна из линий — биография самого Войновича. Другая — женская рукопись, случайно попавшая к автору романа. Третья линия — нынешняя жизнь писателя, отрывки из его произведений, наблюдения над современной жизнью и воспоминания. В заключительной главе романа неожиданно смещаются временные и пространственные плоскости, происходит встреча персонажей произведения друг с другом.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:51:54 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"