Войнович Владимир Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Войнович
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 26.09 Кто родился в этот год 1932 |
[26.9.1932, Душанбе]
— прозаик, сценарист, драматург, публицист.
Отец — журналист, мать — учительница. Первые поэтические опыты относятся ко
времени службы в армии (1951-55); после демобилизации учившийся когда-то
столярному ремеслу Войнович работает плотником в Москве. Дважды — в 1956 и 1957
— поступал в Литературный институт, но не был принят. Затем поступил в
Московский педагогический институт, но, проучившись там полтора года, уехал на
целину. После возвращения в Москву работал на радио, в 1960 написал слова
«Песни космонавтов», которая очень скоро стала знаменитой. После того как на
встрече Ю.А.Гагарина несколько слов из этой песни пропел с трибуны Мавзолея
Н.С.Хрущев, Войнович был, по его словам, «с большой помпой» принят в 1962 в СП.
Поэтом Войнович не стал: в 1961 в возглавляемом А.Т.Твардовским журнале «Новый
мир» была напечатана его первая повесть «Мы здесь живем», благожелательно
встреченная критикой. Но уже появившийся вскоре рассказ «Хочу быть честным»
(1963) свидетельствовал о появлении в творчестве писателя резкой критической
ноты, еще более отчетливо прозвучавшей в повести «Два товарища» (1967).
Независимая позиция писателя, не собиравшегося соглашаться со все более громко
звучащими упреками в его адрес, принимавшего участие в многочисленных кампаниях
протеста против расправы над инакомыслящими, делала положение Войновича на
родине все более тяжелым. Когда сначала в самиздате, а затем за рубежом (во
Франкфурте-на-Майне, 1969) появилась 1-я часть сатирического романа-анекдота
«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в нем увидели издевку
над Советской Армией и ее солдатом, автора обвинили в несерьезном отношении к
трагическим в жизни народа событиям — к Отечественной войне. В 1975 роман был
опубликован полностью, в 2 частях; продолжением связанных с образом
незадачливого солдата событий стал роман «Претендент на престол» (1979).
По мнению Войновича, «каждый писатель — инакомыслящий. Если он мыслит, как все,
то тогда какой в нем интерес?», но политическим диссидентом он себя не считает:
государство и гражданин, убежден Войнович, должны быть взаимно лояльны по
отношению друг к другу. Однако это шло вразрез с присущими тоталитарному
государству порядками, чем и объясняется судьба Войновича: в 1974 он был
исключен из СП и тогда же принят в международный ПЕН-клуб.
Основное место в творчестве писателя с этого времени занимает сатира.
Произведения Войновича уже не могли увидеть свет на родине, критика в его адрес
принимала угрожающий характер, стали раздаваться недвусмысленные угрозы, в т.ч.
физической расправы. О том, как его буквально выталкивали с родной земли,
бесконечно подвергая унижениям, В. рассказал в книге «Дело №34840» (1994). Все
это вынудило Войновича 12 дек. 1980 покинуть страну. Вскоре он был лишен
советского гражданства, которое было восстановлено 10 лет спустя. Теперь
Войнович большую часть времени проводит в России, не порывая вовсе с приютившей
его в пору изгнания страной — с Германией.
Абсурдность действий, которые движут сюжет в каждом сатирическом произведении
Войновича, лежит в основании самой жизни. Смирный и доверчивый Ваня Чонкин
попадает в нелепые ситуации не по глупости, а лишь потому, что не воспринимает
принятые в обществе правила игры. Его реакция на все, с чем он встречается,
естественна, человечна, благодаря этому обнажается подлинный — уродливый! —
смысл многого из того, с чем приходится ему сталкиваться. С тем, что сам
Войнович назвал «идиотизмом жизни», в которой жестоко извращены понятия
достоинства, чести, долга, любви к отечеству. Облик и судьба Чонкина восходят к
сказочному образу Ивана-дурака.
Сюжеты своих сатирических произведений Войнович не выдумывает — они в изобилии
порождаются самой действительностью. Так появилась «Иванькиада» (1976), в
центре которой — тяжба за освободившуюся в писательском кооперативном доме
квартиру, которую хочет прибрать к рукам некий Иванько, причисляющий себя к
членам творческого союза, но подвизающийся не в литературе, а на ниве КГБ. Так
появилась «Шапка» — повесть о том, какие муки может испытывать советский
писатель оттого, что в ателье писательского союза ему должны пошить шапку, но
лишь из меха кошки, что свидетельствует о его — в глазах руководства —
третьеразрядности. Так появилась книга художественной публицистики
«Антисоветский Советский Союз» (1985): многое из того, с чем жившие в Стране
Советов свыклись, предстает здесь в неожиданном ракурсе, обнаруживая свою в
самом деле совсем не советскую сущность. Это относится и к активно — всеми
возможными средствами — ведущейся пропаганде, которая, как известно, часто
оказывала на человека прямо противоположное своему назначению воздействие. Это
относится и к усиленно насаждавшемуся в советском искусстве социалистическому
реализму, который — если вдуматься в смысл термина — не имеет ничего общего с
требованием реалистического (т.е. правдивого) изображения жизни. Это относится
и к столь же активно утверждавшемуся представлению о гуманизме нового типа —
социалистическом, где, вопреки содержанию этого понятия, человеколюбие должно
вырастать на почве ненависти.
Самое значительное из созданного Войновичем после отъезда из России —
сатирический роман-антиутопия «Москва 2042» (1987).
Изображаемое здесь будущее предстает средоточием удивительных — хорошо
узнаваемых — нелепиц. Тут и путч генералов, решивших чисто армейскими способами
— приказами — изменить жизнь к лучшему, и обстановка тотального контроля сверху
над жизнью каждого гражданина, и подмена подлинного содержания понятий
символикой, наконец, всеобщее обнищание, с помощью громких слов выдаваемое за
благоденствие. Предстающее в романе Войновича общество возникает в результате
осуществления утопического прожекта генерал-майора из органов безопасности
Букашева и его — когда-то молодых, а теперь безнадежно одряхлевших —
соратников. Но ничуть не лучше и то, которое выстраивает на глазах читателей
бывший зек, а теперь писатель Карнавалов, ожидающий, когда в Москве совершится
переворот, в результате которого возникнет христиан-ско-православная монархия с
ним, Карнаваловым, на престоле. Соглашаясь с тем, что в его романе «есть
элементы пародии на Солженицына», В. вместе с тем настаивает, что создал
«обобщенный образ русского мессии»: о том, как много нынче претендентов на эту
роль, читатель знает очень хорошо. С откровенной издевкой изображает писатель,
к чему приводят попытки Букашева, Карнавалова, наконец, биолога Эдисона
Комарова, создающего в лаборатории эликсир жизни, из ничего сделать нечто:
каждый раз при этом обнаруживается тщетность надежд на изменение жизни к
лучшему. Своим романом Войнович сказал о тупиковой ситуации, неизменно
возникающей там, где одна утопия сменяет другую и идеологический диктат
продолжает довлеть над всеми.
Войнович покинул Россию, отказавшись «очень сильно приспосабливаться», но и
находясь в изгнании, он говорил убежденно: «Я — русский писатель. Я пишу на
русском языке, на русскую тему и в русском духе. У меня русское мировоззрение».
Последние произведения Войнович — роман «Замысел» и документальная повесть
«Дело №3480», в основе которой лежит детективная история о покушении на
Войновича сотрудников КГБ. Сюжет романа разветвленный. Одна из линий —
биография самого Войновича. Другая — женская рукопись, случайно попавшая к
автору романа. Третья линия — нынешняя жизнь писателя, отрывки из его
произведений, наблюдения над современной жизнью и воспоминания. В
заключительной главе романа неожиданно смещаются временные и пространственные
плоскости, происходит встреча персонажей произведения друг с другом.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх