Водолагин Александр Валерьевич
|
Другие персоны с фамилией Водолагин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 12.11 Кто родился в этот год 1955 |
- специалист в области социальной философии; доктор философских наук, профессор
Окончил философский факультет МГУ (1978) и аспирантуру того же факультета (1982).
Работал на кафедре философии естественных факультетов МГУ (до 1986) и в Литературном институте Союза писателей СССР, на кафедре философии Московской ВПШ и Российского социально-политического института (1986-1991), Российского государственного социального института (1991-1992), Российской академии управления и затем - Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1992-2000).
В настоящее время - заведующий кафедрой философии Гуманитарного института.
Кандидатская диссертация - "Философское содержание художественного произведения" (1983).
Докторская диссертация - "Онтология политической воли" (1992).
Вице-президент Международной академии ноосферы (устойчивого развития).
Водолагин разработал концепцию воли как онтолологической структуры человеческой жизни, внутренней формы жизненной практики, языкового полагания мира и мышления. Воля - действенное осуществление такой сущностной возможности бытия, как свобода. Присущий ей механизм самополагания - противополагания - синтеза противоположностей трансформируется в так называемую логику воли, или "диалектику". Последняя является не "методологией познания", а орудием самоутверждающейся "воли к мощи". По мнению Водолагина, воля к мощи, о которой писал Ф.Ницше, означает обращенность личности к еще не реализованному богатству бытийных возможностей. Было бы неверно видеть в ней выражение эгоизма "человеческого, слишком человеческого".
Воля к мощи - это установка на максимальную, "сверхчеловеческую" самореализацию. Конкретное воление представляет собой проектирование будущего (самопроектирование) на основе схваченных в рефлексии бытийных возможностей самости. Проект, выводящий самость из ее наличного состояния и приоткрывающий ее предполагаемое будущее, всегда есть обнаружение воли к мощи. Это касается, в частности, и политических проектов, политики в целом как "искусства возможного".
Политическую волю Водолагин рассматривает как субъективно-идеальную форму организации общественного бытия, обеспечивающую интеграцию группы в борьбе за установление (или изменение) социального порядка. Функции политической воли сводятся к обслуживанию ее собственного онтологического базиса, защите жизненного мира народа и всего сущего в границах этого мира, к обеспечению безопасности сообщества в ее экономических, экологических, геополитических и духовных измерениях. "Забота" как онтолологическая сущность политической воли проявляется в выдвижении и идеологическом обосновании фундаментального проекта организации человеческого бытия. Отсутствие такого рода проекта, закрепленного в виде национально-государственной идеи или политической утопии, можно считать симптомом незрелости политической воли, которая компенсируется разнузданным произволом правящего слоя или лица.
В своих работах Водолагин осуществляет анализ волюнтаризма и интеллектуализма как двух конкурирующих традиций западного социального мышления. На основе этого анализа разработана модель волюнтаристского политического действия (произвола). Предложена схема осмысления политической истории России.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх