AZ-libr.ру

информационный портал





Владиславлев Михаил Иванович
[21.11.1840-06.05.1890]

  Другие персоны с фамилией Владиславлев
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 21.11
Кто родился в этот год 1840

       - философ, логик, психолог.
       Род. в Старорусском уезде Новгородской губ., в семье священника.
       Среднее образование получил в Старорусской Духовной семинарии.
       В 1859 поступил в С.-Петербургскую Духовную академию; учился в ней два года. По одной версии, его исключили в 1861 "за недисциплинированность" (конфликт с преподавателем греческой словесности), по другой - он добровольно "уволился" ввиду стремления к получению другой, философской специальности. Тогда, действительно, в повестке дня стоял вопрос о возобновлении преподавания философских в университетах, и на духовные академии возлагались надежды на содействие университетам в восстановлении кафедр философии. Вряд ли верна первая версия, поскольку Владиславлев по рекомендации той же академии вскоре был направлен за границу для изучения философии (Там он находился три года.) Слушал лекции Куно Фишера, Лотце и др.
       В. завершает философскую диссертацию.
       В 1865 выдерживает в С.-Петербургском университете испытания на историко-филологический факультет и в мае удостоен степени кандидата.; там же защищает диссертацию - "Современные направления в науке о душе".
       Приват-доцент с мая 1866. Становится штатным доцентом философии. Несколько позже Владиславлев - заведующий кафедрой.
       В 1868 за диссертацию "Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы" он был признан доктором философии и в том же году избран в число профессоров.
       Несколько лет был деканом историко-филологического факультета, а с мая 1887 по апрель 1890 Владиславлев - ректор С.-Петербургского университета.
       В "Биографическом словаре профессоров и преподавателей Императорского Санкт-Петербургского университета..." (1896) А.Введенский в статье о Владиславлеве вкратце так описывает его педагогическую и научную деятельность. Кроме общеобязательных курсов по психологии, логике и истории философии, он ввел еще особые занятия, как в университете, так и у себя на дому для тех студентов III и IV курсов, которые желали сделать философию предметом специального изучения. Эти занятия состояли в комментировании "Этики" (Никомаховой) и "Метафизики" Аристотеля (по греческому тексту), а также "Критики чистого разума" Канта и "Микрокосма" Лотце. Впоследствии же к этому присоединились курсы, посвященные изложению его собственных воззрений по метафизике, этике и философского духа.
       С самого начала своей литературной деятельности Владиславлев выступил противником материализма. В его печатных трудах и лекциях по метафизике, этике и философского духа ощущалось заметное влияние идей неоплатонизма и Лотце. В своих работах Владиславлев наибольшее внимание уделял логике и психологии. Он первый в нашей литературе (отмечает далее А.Введенский) старался правильно соединить ценные части формальной логики с индуктивной. Приложения к его сочинению "Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления", посвященному историческим обзорам логики древней, схоластической, формальной и индуктивной, было (в то время) в русской литературе единственным пособием для ознакомления студентов с историей логики.
       В психологии Владиславлев полагал, что главенствующую роль в общем ходе душевной жизни играет воля, а в познавательных процессах - воображение; достоинства ума зависят от воображения, а общий склад данной души - от особенностей ее воли. Кроме того, он сделал оригинальную попытку, описанную во II томе его "Психологии", измерить силу чувствований. Более конкретно А.Введенский изложил и проанализировал взгляды Владиславлева в статье "Научная деятельность М.И.Владиславлева" в "ЖМНП" за 1890г. (июнь; см. С.181-211).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:49:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"