Власов Юрий Петрович
|
Другие персоны с фамилией Власов
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 05.12 Кто родился в этот год 1935 |
[5.12.1935, г.Макеевка Донецкой обл., Украина]
— прозаик, публицист; спортсмен, политический деятель.
Отец — П.П.Власов — выпускник института востоковедения, в годы Второй мировой войны был
представителем Коммунистического Интернационала при ЦК Компартии Китая, осуществлял связь Москвы
с Мао Цзэдуном.
Мать — Власова (Лымарь) Мария Даниловна, происходит из старинного рода кубанских казаков. Власов
учился в Саратовском суворовском военном училище (1946-53), затем на радиотехническом факультете
Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского (1953-59), по окончании которого Власов
недолгое время служил по специальности в войсках ПВО.
С 1957 входил в состав сборной СССР по тяжелой атлетике; в 1959 впервые стал чемпионом мира, а в 1960
на XVII Олимпийских играх в Риме установил невероятный на тот момент рекорд 537,5 кг, отобрав титул
«Самый сильный человек мира» у американского тяжелоатлета П.Андерсена. За эту победу Власов был
награжден орденом Ленина.
С апр. 1967 Власов работает в ЦСКА инструктором высшей квалификации по тяжелой атлетике.
В целом в 1959-1967 Власов установил 28 мировых рекордов, удостоившись званий 5-кратного чемпиона
СССР, 6-кратного чемпиона Европы и четырежды — чемпиона мира.
В 1967 Власов покидает профессиональный спорт, в 1968 увольняется из армии.
В 1960-64 — депутат Моссовета, в 1987-88 — председатель Федерации спортивной гимнастики СССР, в
1990-91 — Фонда социальной защиты москвичей.
Народный депутат СССР в 1989-91.
В авг. 1991 во время попытки государственного переворота ГКЧП принял участие в защите Белого дома;
но позже стал противником курса Б.Ельцина.
В дек. 1993 Власов становится депутатом Государственной Думы.
В 1996 в качестве независимого лица баллотировался на пост Президента Российской Федерации; набрав
на выборах менее одного процента голосов, выбыл из списка кандидатов в первом туре. Власов —
основатель Народно-патриотической партии России.
С 1961 знаком с А.Шварценеггером, который называл Власов «своим кумиром», что, вполне вероятно,
могло повлиять на становление нынешней политической карьеры американского спортсмена. В конце XX в.
Власов отходит от активной политической деятельности.
Своеобразие жизненного пути Власов определило и содержательную направленность его творчества. В
целом в его прозе можно выделить две основополагающие тематические доминанты (обе обладают
высокой степенью автобиографичности): во-первых, тема спорта (шире — исследование психофизических
возможностей человека), и, во-вторых, историко-политическая (историософская) тематика. С этим
связано и своеобразное художественное, прежде всего жанровое, мышление писателя. Литературным
творчеством Власов начал заниматься в конце 1950-х.
С 1959 его спортивные очерки, статьи, репортажи, а чуть позже и рассказы печатаются на страницах
«Известий», «Огонька», «Юности» и других периодических изданиях.
В 1964 появляется первая книга Власов — сборник рассказов «Себя преодолеть». Большинство
произведений сборника посвящено спорту; в фокусе внимания автора физически и психологически
напряженные, во многом переломные моменты жизни героев, как правило, связанные с участием в
соревнованиях. Так, в первом рассказе сборника «Выстоять!» Власов в тончайших деталях раскрывает
внутренний мир атлета, выходящего на арену, чтобы победно поднять штангу. В предельно сгустившемся
сюжетном времени автор воссоздает восприятие героя, слагающееся из разнообразных его ощущений:
осязания, слуха, зрения. Так возникает эффект приобщения читателя к изображенному событию. Как
отмечает Л.Кассиль, в этом сборнике В. «пишет фразой предельно напряженной, иной раз словно
задыхающейся от нечеловеческих усилий, которые она должна передать.<...> Не скрывая, какой ценой
подчас дается штангисту победа, Юрий Власов вместе с тем вводит читателя в мир подлинной красоты и
поэзии силы...» (Кассиль Л.— С.8). Этому миру в рассказах Власов противопоставляется другой — мир, где
спорт является лишь предметом торговли. Художественное и публицистическое освоение спортивной
тематики Власов продолжил в повести «Соленые радости» (1976) и книге мемуаров «Справедливость
силы» (1984; 1995).
Обнаруживая другую из двух выделенных ранее тематических доминант своего творчества, Власов на
протяжении многих лет писал книгу «Особый район Китая», в основу которой легли материалы личного
архива отца Власова, а также архива ГРУ. Под псевдонимом «Владимиров» Власов опубликовал свое
исследование в 1973. Фундаментальные знания автора по Китаю и российско-китайским отношениям
послужили причиной того, что от имени самого Брежнева Власов было предложено работать в
Международном отделе ЦК личным референтом генерального секретаря. Власов отказался от такого
предложения. Не желая мириться с тем, что «редакторы калечили буквально каждую страницу»
(«Женевский» счет. С.6), с 1975 Власов пишет большей частью «в стол». Полноценная публикация его
прозы стала возможна лишь с начала 1990-х.
Центральным и наиболее монументальным в опубликованном творчестве Власов следует признать
3-томное сочинение «Огненный Крест», основанное на историософском и нравственно-этическом
осмыслении катастрофических событий, постигших Россию в XX в. и связанных с Октябрьским переворотом
1917 (который В. оценивает как «огромную сатанинскую акцию против творения Божьего» (Гибель
адмирала. С.203)), и его последствиями. По словам самого Власова, написать роман о революции он
задумал еще в 1959 и с этого момента, подвергая себя опасности со стороны КГБ, начал собирать материал
для будущей книги.
В 1983 Власов находится на грани гибели после сложнейшей операции на позвоночнике и, осознавая, что
так и не написал главную книгу, с этого времени приступает к оформлению целостного текста «Огненного
Креста». 2-томное издание романа выходит в 1991-92, в него не включается около трети написанного
автором материала, и в 1993 публикуется 3-томный вариант произведения, где Власов устранил
некоторые фактические неточности, включил совершенно новые материалы, а также восстановил свой
стиль, «подправленный» при подготовке рукописи первого издания.
Значительную часть текста «Огненного Креста» составляют цитируемые документы (отрывки книг,
письма, стенограммы речей и т.п.) и личные свидетельства современников исследуемых событий, что
обусловило преобладание публицистического начала. Подобно «Красному колесу» А.Солженицына,
«Огненный Крест» является творческим экспериментом по созданию художественного произведения с
доминирующей познавательной функцией. Как пишет Власов, «самое важное — провести доказательства.
Поэтому в книге столь необычно переплетаются чисто художественные построения со строго
документальными, нравственно-философскими и личными» («Женевский» счет. С.8). В связи с этим
закономерной является постановка проблемы жанрового определения и художественного потенциала
работы. Хотя некоторые критики называли «Огненный Крест» романом-эпопеей, авторское обозначение
трехтомника как «исторической исповеди» представляется более адекватным: во-первых, голосами
множества документов русская история словно бы исповедуется в произведении перед читателем;
во-вторых, слово «исповедь» предельно точно обозначает статус автора — неутомимого искателя истины
— в тексте.
1-я книга трилогии — «"Женевский" счет» — рассматривает истоки и начало революционного насилия в
России. Все кровавые события, порожденные ленинизмом, Власов отсчитывает от 1902, когда на одном из
диспутов российской эмиграции в Женеве по поводу марксизма Г.В.Плеханов произносит роковые слова:
«Мы не станем... стрелять теперь в царя и его прислужников, но после победы мы воздвигнем для них
гильотину на Казанской площади...» («Женевский» счет. С.15-16). Обещание сбывается через 16 лет в
Екатеринбурге: расстрел царской семьи — знак начала всего последующего кровопролития. Это —
кульминация книги. Поэтому далее Власов называет большевистский карательный аппарат «"женевской"
гадиной».
Центральным героем 2-й части «Огненного Креста» — «Гибель адмирала» — является А.В.Колчак, а
основным сюжетным стержнем — последние дни жизни бывшего Верховного правителя Российского
государства, находящегося до своей казни в февр. 1920 в заключении в Иркутском губчека. Изображение
героя как с внешней, так и с внутренней точек зрения подчинено целям раскрытия многосторонней
личности Колчака и доказательству того, что адмирал-контрреволюционер являлся «недосягаемой и
непреодолимой вершиной чести и порядочности».
Отсутствием какой-либо стрежневой сюжетной линии характеризуется 3-я книга — «Бывшие». Оперируя
огромным массивом документальных фактов, привлекая автобиографический контекст, автор
выкристаллизовывает сущностные черты ленинизма и логическим путем приходит к выводу о том, что
ленинизм и фашизм тождественны. Относительности понятия о преступлении у большевиков он
противопоставляет абсолют христианской нравственности, и поэтому в своей глубинной концептуальной
сущности «Огненный Крест» близок «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского.
Значительным художественным достоинством трилогии, обеспечившим ее эстетическую целостность,
является символико-лейтмотивная организация повествования. Так, последовательной смене таких вех в
истории России, как царская власть, Гражданская война, разгром белых и абсолютная победа ленинизма
соответствует следующий ряд сменяющих друг друга образов, словно бы зависающих над страной в
соответствующий период: двуглавый орел, православный Огненный Крест, который затем рассыпается,
и, наконец, пятиконечная красная звезда. Искусно выстроена автором в исторической исповеди и система
рефренов: «Белый, синий, красный!», «Дух народа, закованный в объятия скелета», «...тотемный знак
России — трупы» и др. Все это помогает автору увидеть за частными историческими фактами некое
символическое единство, отражающее этапы вечной борьбы между добром и злом.
Идейно-тематической параллелью по отношению к «Огненному Кресту» является повесть «Геометрия
чувств» (написана в 1983, опубликована в 1991), обладающая гораздо большей художественной
целостностью. Сложный, противоречивый процесс становления у автобиографического героя —
воспитанника суворовского училища — самостоятельного мышления, прорыв в сознание героя
«крамольных» представлений о советской действительности смело сопоставлен автором с периодически
возникающими запретными эротическими стремлениями своего юного alter ego, в чем видится
определенное новаторство писателя.
Открытие «шлюзов гласности» явилось причиной того, что в 1990-е «вся распирающая и перекипевшая
душевная боль Юрия Власова взорвалась мощной фонтанирующей публицистикой» (Ильин Д.— С.10),
которая составила сб. «Кто правит бал» (М., 1993), «Русь без вождя» (Воронеж, 1995), «Мы есть и будем»
(Воронеж, 1996) и «Временщики» (М., 1999).
На сегодняшний день литературное творчество Власова остается практически не исследованным
профессиональным литературоведением.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх