Виссов Евгений Андреевич
[31.10.1902-17.08.1982]

  Другие персоны с фамилией Виссов
Другие персоны с именем Евгений
Кто родился в этот день 31.10
Кто родился в этот год 1902

       [18(31).10.1902, Пермь — 17.8.1982, Москва]
       — прозаик.
       Родился в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезен в Воткинск. Большая часть его детства и юности (более 15 лет) прошла в Воткинске, где он учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии. В начале 1920-х Пермяк попадает в Кулундинские степи (Сибирь), где работает на продовольственном фронте. Позже его впечатления о Сибири лягут в основу книги «Тонкая струна», цикла «кулун-динских» рассказов и повестей: «Дочь луны», «Саламата», «Шоша-шерстобит», «Страничка юности», «Счастливое крушение».
       Сменил много занятий: был гуртоправом, заготовителем, инструктором по культурно-просветительской работе, журналистом, руководителем агитколлектива. Печатался с 1924. Публиковал в сарапульской газете «Красное Прикамье» рабселькоровские корреспонденции, писал стихи под псевдонимом «Мастер Непряхин».
       В 1930 окончил педагогический факультет Пермского университета. В студенческие годы стал организатором журнала «Живая театрализованная газета», созданного по образцу известной в те годы «Синей блузы». В 1929 в Перми была издана его брошюра «История живой театрализованной газеты».
       В начале 1930-х Пермяк переехал в Москву и занялся профессиональной литературной деятельностью. Сотрудничает в журналах «Деревенский театр», «Клубная сцена». Заявляет о себе как драматург. Из пьес начала 1930-х наиболее известны «Лес шумит» (1937), «Перекат» (1939).
       В годы Великой Отечественной войны Пермяк с группой московских писателей находился в Свердловске. Активно сотрудничает с Совинформбюро, откликается на текущие события публицистикой в газете Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В это время сблизился с П.Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. Эти отношения перешли в прочную дружбу. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговекий мастер».
       В 1942 в Свердловске была издана книжка «Ермаковы лебеди. Героическое представление в 4-х действиях Евгения Пермяка по одноименному сказу П.Бажова об Ермаке Тимофеевиче, его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке и о великом государе Иване Васильевиче». Позднее Пермяк написал еще одну пьесу по сказу Бажова — «Серебряное копытце» (издана в Москве в 1956). Сам он записывал и обрабатывал сказания о горе Благодать. В совместных поездках Бажова и Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители».
       Тогда же появился замысел книги «Кем быть». Книга состоит из 12 сюжетно завершенных глав (тетрадей), объединенных общей авторской задачей: раскрыть поэзию труда и познакомить юного читателя с огромным количеством существующих на земле профессий. Рассказывая об увлекательном путешествии своих юных героев в громадном «царстве труда», автор приводит их к знаменитому сказочнику, его рассказ о знаменитом умельце-углежоге Тимохе, убежденном, что «живинка во всяком деле есть: впереди мастерства она бежит и человека за собой тянет». Мысль о том, что в каждом деле надо «живинку найти» проходит через все путешествие в мир профессий. В любом деле можно стать счастливым, знаменитым человеком. Появившаяся в 1946 книга открыла новый значительный этап в творчестве Пермяка — приход в детскую литературу. Книга пользовалась очень большим успехом, была переведена на мн. яз. народов СССР, в т.ч. и на коми-пермяцкий.
       Пермяк — автор научно-популярных книг для детей «От костра до котла» (1959), «Сказка о стране Терра-Ферро» (1959), «Сказ про газ» (1957), сборник сказок «Дедушкина копилка» (1957), «Замок без ключа» (1962) и др.; публицистических книг на экономические и политические темы: «О семи богатырях» (1960), «Азбука нашей жизни» (1963). Объединенные идеей важности труда, они показывают «тайну цены» человеческого труда, необходимость приобщаться к труду с детства, потому что из трудолюбивых маленьких советских граждан вырастут хорошие люди, хозяева своей страны и судьбы.
       Пермяк считается одним из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции, используя сказочные, сказовые формы, он вкладывает в традиционный жанр новое, современное содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд — вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде — могущество человека, источник его жизни.
       «...Где-то на пятьдесят третьем году своей жизни я переступил какой-то порог, за которым начались ступени лестницы»,— отмечал Пермяк. Ступенями творческого пути стали романы «Сказка о сером волке» (1960), «Старая ведьма» (1961), «Горбатый медведь» (1965), «Последние заморозки» (1962), «Царство Тихой Лутони» (1970) и др. Живые проблемы сегодняшнего дня здесь вкладываются подчас в условные по своим формам рамки. Сказка становится былью, насыщается политическим содержанием. Идейно-художественной основой романов Пермяка становятся столкновения характеров и событий, выражающих дух времени. Современность в романах Пермяка не фон, а основное содержание, определяющее конфликты повествования, образную систему, всю структуру. Публицистический накал письма, сатирическая окраска и лирическая проникновенность авторских характеристик — существенные особенности романов Пермяка. Критика упрекала Пермяка в излишней публицистичности, обнаженной заостренности ситуаций и характеров, однако сам Пермяк намеренно вплетает ее в повествование, а в своих выступлениях на литературные темы настаивал, что т.н. публицистические нити имеют длительную историю в русской литературе и являют активную гражданскую позицию автора-повествователя.
       В романах Пермяк ищет свежие повествовательные формы, использует формы сказки-были, ее аллегоричность, сказочную символику, сказовые мотивы, реализующиеся в языковой сочности авторских описаний, мудрой лукавинке бывалого рассказчика. Наряду с этим для романов Пермяка характерны стремительность развития действия, неожиданность сюжетных поворотов, лаконичность авторских характеристик.
       Роман «Сказка о сером волке» связан с жизнью тружеников Урала. Пермяк рисует своих современников из приуральского села Бахруши. Здесь живет энергичный, знающий свое дело председатель колхоза Петр Бахрушин. Неожиданно выясняется, что его считавшийся погибшим еще в годы Гражданской войны брат Трофим, жив, стал фермером в Америке приезжает навестить родное село. Фермера-туриста сопровождает американский журналист Джон Тейнер, захотевший быть свидетелем «несколько необычной встречи двух братьев из разных миров» и написать книгу о жизни русской деревни. Судьба американского фермера, история его приезда в качестве интуриста в родное село, встречи с советскими людьми и составляют основу повествования. Столкновение двух братьев, хотя и является сюжетным стержнем романа, его основным конфликтом,— это лишь событийное выражение больших социальных столкновений. В поединок вступают разные люди, сталкиваются социальные системы, мировоззрения, различные взгляды на мир.
       Пермяк известен как создатель оригинальных, остросовременных, публицистически активных «маленьких романов» («Счастливое крушение», «Бабушкины кружева», «Соль-винские мемории»). Они состоят из но-веллистически кратких, часто сюжетно цельных глав. Такая форма позволяет широко охватить большой жизненный материал, делать экскурсы в далекое прошлое, прослеживать связанные с ним судьбы людей, быстро менять место действия, развивать повествование динамически напряженно и увлекательно. Почти все маленькие романы Пермяк написаны в сказовой манере. Ни один из них не обходится без вставной сказки, прочно связанной с повествованием и многое проясняющей в идейном замысле всего произведения. Сказка «О Жалевой правде», органически включенная в сюжетную ткань «Сольвинских меморий», сказочные образы и характеристики определяют жанровое своеобразие лучших маленьких романов Евгения Пермяка — «Царство Тихой Лутони», «Очарование темноты».
       Пермяк всегда считал себя пермяком по происхождению, уральцем. Многие его романы написаны на уральском материале. На уральском материале написан историко-революционный роман Пермяка «Горбатый медведь», раскрывающий сложные жизненные противоречия кануна Октября. Идейной основой романа является проблема формирования личности. Пермяк развертывает галерею живых человеческих образов и характеров, одни из которых способствуют кристаллизации в душе главного героя добрых чувств, другие, напротив, жестоко ранят несправедливостью и злом. Вскоре на его основе возникла повесть «Детство Маврика». Это повесть о жизни мальчика в приуральском заводском поселке до революции. Маврик жадно впитывает впечатления окружающего мира, помогает детям рабочих, борется за справедливость. Когда приходит революция, он, уже юноша, без колебаний принимает ее и с радостью участвует в строительстве новой жизни.
       В 1970 в Москве вышла книга Пермяка «Мой край», полностью посвященная Уралу — «стране чудес и несметных сокровищ». Одна из глав книги рассказывает о Пермской обл.
       Пермяк с полным основанием считают одним из создателей современной литературной сказки. Книги Пермяка о профессиях и своеобразные сказки для детей, безусловно, вошли в золотой фонд литературы.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:48:16 UTC