Вентцель Елена Сергеевна
|
Другие персоны с фамилией Вентцель
Другие персоны с именем Елена Кто родился в этот день 21.03 Кто родился в этот год 1907 |
[8(21).3.1907, Ревель (ныне Таллин) - 15.4.2002, Москва]
— прозаик.
Родилась в семье учителей.
В 1929 окончила физико-математический факультет ЛГУ.
В 1935 переехала в Москву. Долгое время занимала руководящие должности в
летно-испытательных НИИ.
С 1935 по 1968 работала в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, в
1968-86 — в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ).
Доктор технических наук (1954), профессор (1955), академик Международной
академии информатизации.
Область научных интересов — прикладная математика. Под своей настоящей фамилией
опубликовала более 300 научных работ, в т.ч. неоднократно переиздававшийся
учебник по теории вероятностей для вузов, книгу по теории игр и др.
Литературный псевдоним, избранный Грекова, произошел от названия латинской
буквы «игрек».
«Лично я пришла в литературу поздно — уже зрелым научным работником со степенью
доктора технических наук и званием профессора (это давало мне некоторую
финансовую независимость). "Человек со стороны" (математика, физика), я вошла в
литературу в начале 60-х годов. Времена были "оттепельные", и меня почти не
терзали в критике» (Надежда на зеленые побеги // Литературная газета. 1989.
№14. 5апр.).
Дебютировала рассказом «За проходной» (1962). По его мотивам в соавторстве с
А.Галичем написана комедия «Будни и праздники» (постановка МХАТ, 1967).
В 1963 выходит рассказ «Дамский мастер». С этого времени произведения Грекова
регулярно появляются на страницах журналов «Новый мир»; «Звезда»; «Октябрь» и
др. (рассказ «Летом в городе», 1965; повести «На испытаниях», 1967; «Маленький
Гарусов», 1970; «Хозяйка гостиницы», 1976; «Кафедра», 1978; «Вдовий пароход»,
1981, и др.). Многие из них были экранизированы и поставлены на сцене. Первая
книга «Под фонарем» вышла в 1966. Грекова писала также стихи и прозу для детей
(например, повесть «Аня и Маня»). Некоторые произведения Грековой смогли быть
опубликованы лишь спустя годы после их написания (рассказы «Хозяева жизни»,
«Без улыбок», роман «Свежо предание»).
В 1966 Грекова принята в Союз Писателей.
Тема всех произведений Грекова — разнообразие и непредсказуемость бытовых
ситуаций. Кредо автора: «Странная все-таки штука искусство, мы замечаем его,
когда оно выражено в больших вещах. Но ведь изо дня в день мы живем в окружении
мелких, забываемых, проходимых вещиц, которые в каком-то смысле — тоже
искусство» («За проходной»). Грекова пишет только о том, что ей знакомо по
собственному опыту, в центре ее внимания — ученые, проблемы их рабочих будней
(рассказ «За проходной»; повести «Кафедра»; «На испытаниях»; роман «Пороги» и
др.), страстная одержимость героев своим делом, проблема реализации таланта
(например, в «Дамском мастере»).
Все произведения Грековой выдержаны в тоне доверительной, дружеской беседы с
читателем: «...я проведу вас в лабораторию №10, хотя вам не выписан пропуск...
пойдем со мною, любезный читатель... Я буду вашим сопровождающим» («За
проходной»).
Грекова — художник-бытописатель, стремящийся к объективности: «История эта —
невыдуманная. Все это именно так и было» («Знакомые люди»). Грекова часто
передоверяет повествование герою («Под фонарем», «Дамский мастер», «Хозяева
жизни», «Кафедра» и др.), причем нет стилевой границы между повествовательной
манерой автора и рассказом героини, которая является его alter ego. Это
интеллигентные женщины, достигшие вершин в карьере, рано овдовевшие и
самостоятельно воспитавшие детей, но пасующие перед бытом. Мотив столкновения
поэзии и быта проходит через все творчество Грековой («Дамский мастер»,
«Хозяева жизни», «Скрипка Ротшильда»).
Жизненные конфликты у Грековой порождены невозможностью найти абсолютную
истину: «Я мучительно ищу справедливость. Где она? И где та черта, за которой,
найденная, казалось бы, она оборачивается беспринципностью? И как эту черту не
перешагнуть?» («Кафедра»). По Грековой, ощущение своей неоспоримой правоты
рождает бездуховность («Дамский мастер», «Летом в городе», «Кафедра»).
Среди героев Грековой нет злодеев и негодяев. В ее произведениях действуют
простые добрые люди, со своими достоинствами и недостатками, а драмы
разыгрываются из-за неспособности людей к взаимопониманию, ведь «...гораздо
легче нажать безличную кнопку, чем встретиться лицом к лицу, глаза в глаза с
живым человеком...» («Знакомые люди»). Талантом открытости, по Грековой,
обладает ребенок. Детям в произведениях уделяется немало места, о них Грекова
говорит с особым трепетом. На вопрос: «Где вы живете?» — один из ее маленьких
героев отвечает: «На белом свете»,— и все люди им знакомы, и всем он верит.
Именно таков идеал Грековой, сокрушающейся, что «...пугающе рано переселяются
наши дети из мира, где все со всеми знакомы, в мир разделительных условностей»
(«Знакомые люди»).
Грекова стремится преодолеть разобщенность героев. В рассказе «За проходной»
она выводит коллектив, объединенный напряженностью умственного труда,
показывает сплоченность людей, полноту их духовного общения, единство интересов
и целей. Коллектив — одно из центральных понятий творчества Грековой:
«Аудитория была как одно коллективное, многоглазое, управляемое существо» («Под
фонарем»); по мысли Грековой «...лаборатория №10... может быть героем рассказа:
у нее есть личность».
Грекова — мастер речевого портрета. Она стремится максимально приблизить
повествовательную речь к разговорной. Чуткость к индивидуальной речи Грекова
унаследовала от Зощенко. Но встречаются детали, окрашенные авторским отношением
(цветок, фотография). С ними связаны истории — воспоминания.
Произведения Грековой пронизаны тонким юмором, который иногда переходит в
горькую иронию. Так, Сережа-маленький в повести «На испытаниях» говорит: «У
меня был папа, даже два, а теперь ни одного не осталось».
Одной из проблем, затрагиваемых в творчестве Грековой, является проблема
культуры речи. Грекова «борется» со штампами и речевыми ошибками, предъявляя их
в своих произведениях («Кафедра»; «Лето в городе»; «Дамский мастер»; «На
испытаниях»): «объезд разрытии», «магазин»; «моя судьба — это целый романс» и
т.д.
Нередки цитаты и реминисценции из классической русской литературы. Так, слова
Тысячного («На испытаниях»): «А ты проходимец, я тебя люблю. Дай я тебя
поцелую»,— напоминают реплики Ноздрева. Рассказ тети Мари («Под фонарем») о
том, как на выпускном балу в институте она танцевала с шалью и как ее заметил и
похвалил сам великий князь — очевидная апелляция к образу Катерины Ивановны из
«Преступления и наказания». Подобные реминисценции почти ничего не дают для
понимания образов персонажей и относятся к рассыпанной по всем текстам
коллекции разнообразных сведений, которые создают атмосферу родного Грековой
ученого мира.
Произведения Грековой переведены на многие языки.
Псевдонимы:
Долгинцева Елена Сергеевна [21.03.1907-15.04.2002] - прозаик, Доктор технических наук (1954), профессор (1955)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх