AZ-libr.ру

информационный портал





Вентцель Елена Сергеевна
[21.03.1907-15.04.2002]

  Другие персоны с фамилией Вентцель
Другие персоны с именем Елена
Кто родился в этот день 21.03
Кто родился в этот год 1907

       [8(21).3.1907, Ревель (ныне Таллин) - 15.4.2002, Москва]
       — прозаик.
       Родилась в семье учителей.
       В 1929 окончила физико-математический факультет ЛГУ.
       В 1935 переехала в Москву. Долгое время занимала руководящие должности в летно-испытательных НИИ.
       С 1935 по 1968 работала в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, в 1968-86 — в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ).
       Доктор технических наук (1954), профессор (1955), академик Международной академии информатизации.
       Область научных интересов — прикладная математика. Под своей настоящей фамилией опубликовала более 300 научных работ, в т.ч. неоднократно переиздававшийся учебник по теории вероятностей для вузов, книгу по теории игр и др. Литературный псевдоним, избранный Грекова, произошел от названия латинской буквы «игрек».
       «Лично я пришла в литературу поздно — уже зрелым научным работником со степенью доктора технических наук и званием профессора (это давало мне некоторую финансовую независимость). "Человек со стороны" (математика, физика), я вошла в литературу в начале 60-х годов. Времена были "оттепельные", и меня почти не терзали в критике» (Надежда на зеленые побеги // Литературная газета. 1989. №14. 5апр.).
       Дебютировала рассказом «За проходной» (1962). По его мотивам в соавторстве с А.Галичем написана комедия «Будни и праздники» (постановка МХАТ, 1967).
       В 1963 выходит рассказ «Дамский мастер». С этого времени произведения Грекова регулярно появляются на страницах журналов «Новый мир»; «Звезда»; «Октябрь» и др. (рассказ «Летом в городе», 1965; повести «На испытаниях», 1967; «Маленький Гарусов», 1970; «Хозяйка гостиницы», 1976; «Кафедра», 1978; «Вдовий пароход», 1981, и др.). Многие из них были экранизированы и поставлены на сцене. Первая книга «Под фонарем» вышла в 1966. Грекова писала также стихи и прозу для детей (например, повесть «Аня и Маня»). Некоторые произведения Грековой смогли быть опубликованы лишь спустя годы после их написания (рассказы «Хозяева жизни», «Без улыбок», роман «Свежо предание»).
       В 1966 Грекова принята в Союз Писателей.
       Тема всех произведений Грекова — разнообразие и непредсказуемость бытовых ситуаций. Кредо автора: «Странная все-таки штука искусство, мы замечаем его, когда оно выражено в больших вещах. Но ведь изо дня в день мы живем в окружении мелких, забываемых, проходимых вещиц, которые в каком-то смысле — тоже искусство» («За проходной»). Грекова пишет только о том, что ей знакомо по собственному опыту, в центре ее внимания — ученые, проблемы их рабочих будней (рассказ «За проходной»; повести «Кафедра»; «На испытаниях»; роман «Пороги» и др.), страстная одержимость героев своим делом, проблема реализации таланта (например, в «Дамском мастере»).
       Все произведения Грековой выдержаны в тоне доверительной, дружеской беседы с читателем: «...я проведу вас в лабораторию №10, хотя вам не выписан пропуск... пойдем со мною, любезный читатель... Я буду вашим сопровождающим» («За проходной»).
       Грекова — художник-бытописатель, стремящийся к объективности: «История эта — невыдуманная. Все это именно так и было» («Знакомые люди»). Грекова часто передоверяет повествование герою («Под фонарем», «Дамский мастер», «Хозяева жизни», «Кафедра» и др.), причем нет стилевой границы между повествовательной манерой автора и рассказом героини, которая является его alter ego. Это интеллигентные женщины, достигшие вершин в карьере, рано овдовевшие и самостоятельно воспитавшие детей, но пасующие перед бытом. Мотив столкновения поэзии и быта проходит через все творчество Грековой («Дамский мастер», «Хозяева жизни», «Скрипка Ротшильда»).
       Жизненные конфликты у Грековой порождены невозможностью найти абсолютную истину: «Я мучительно ищу справедливость. Где она? И где та черта, за которой, найденная, казалось бы, она оборачивается беспринципностью? И как эту черту не перешагнуть?» («Кафедра»). По Грековой, ощущение своей неоспоримой правоты рождает бездуховность («Дамский мастер», «Летом в городе», «Кафедра»).
       Среди героев Грековой нет злодеев и негодяев. В ее произведениях действуют простые добрые люди, со своими достоинствами и недостатками, а драмы разыгрываются из-за неспособности людей к взаимопониманию, ведь «...гораздо легче нажать безличную кнопку, чем встретиться лицом к лицу, глаза в глаза с живым человеком...» («Знакомые люди»). Талантом открытости, по Грековой, обладает ребенок. Детям в произведениях уделяется немало места, о них Грекова говорит с особым трепетом. На вопрос: «Где вы живете?» — один из ее маленьких героев отвечает: «На белом свете»,— и все люди им знакомы, и всем он верит. Именно таков идеал Грековой, сокрушающейся, что «...пугающе рано переселяются наши дети из мира, где все со всеми знакомы, в мир разделительных условностей» («Знакомые люди»).
       Грекова стремится преодолеть разобщенность героев. В рассказе «За проходной» она выводит коллектив, объединенный напряженностью умственного труда, показывает сплоченность людей, полноту их духовного общения, единство интересов и целей. Коллектив — одно из центральных понятий творчества Грековой: «Аудитория была как одно коллективное, многоглазое, управляемое существо» («Под фонарем»); по мысли Грековой «...лаборатория №10... может быть героем рассказа: у нее есть личность».
       Грекова — мастер речевого портрета. Она стремится максимально приблизить повествовательную речь к разговорной. Чуткость к индивидуальной речи Грекова унаследовала от Зощенко. Но встречаются детали, окрашенные авторским отношением (цветок, фотография). С ними связаны истории — воспоминания.
       Произведения Грековой пронизаны тонким юмором, который иногда переходит в горькую иронию. Так, Сережа-маленький в повести «На испытаниях» говорит: «У меня был папа, даже два, а теперь ни одного не осталось».
       Одной из проблем, затрагиваемых в творчестве Грековой, является проблема культуры речи. Грекова «борется» со штампами и речевыми ошибками, предъявляя их в своих произведениях («Кафедра»; «Лето в городе»; «Дамский мастер»; «На испытаниях»): «объезд разрытии», «магазин»; «моя судьба — это целый романс» и т.д.
       Нередки цитаты и реминисценции из классической русской литературы. Так, слова Тысячного («На испытаниях»): «А ты проходимец, я тебя люблю. Дай я тебя поцелую»,— напоминают реплики Ноздрева. Рассказ тети Мари («Под фонарем») о том, как на выпускном балу в институте она танцевала с шалью и как ее заметил и похвалил сам великий князь — очевидная апелляция к образу Катерины Ивановны из «Преступления и наказания». Подобные реминисценции почти ничего не дают для понимания образов персонажей и относятся к рассыпанной по всем текстам коллекции разнообразных сведений, которые создают атмосферу родного Грековой ученого мира.
       Произведения Грековой переведены на многие языки.

Псевдонимы:
      Долгинцева Елена Сергеевна [21.03.1907-15.04.2002] - прозаик, Доктор технических наук (1954), профессор (1955)

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:43:20 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"