AZ-libr.ру

информационный портал





Веллер Михаил Иосифович
[20.05.1948]

  Другие персоны с фамилией Веллер
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 20.05
Кто родился в этот год 1948

       [20.5.1948, г.Каменец-Подольский, Украина]
       — прозаик.
       Родился в семье офицера. Свою родословную Веллер ведет от прусского юнкера фон Веллера, который в XVIII в. воевал под знаменами Фридриха II.
       В 1950 семья переезжает к новому месту службы отца в Забайкалье. Детство Веллер провел в Сибири. «Я был нормальным советским ребенком,— вспоминает писатель.— Первой книгой, которую я прочел самостоятельно, был "Мальчиш-Кибальчиш" Аркадия Гайдара. Потом Жюль Верн и Герберт Уэллс. Джека Лондона я читал уже где-то в седьмом классе. Какой-то отбор я стал делать только с двадцати пяти лет» (Интервью с М.Веллером // Персоны. С.51). До 16-летнего возраста Михаил меняет школы из-за постоянных переездов по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири.
       В 1964 семья Веллер оказывается в Белоруссии.
       В 1966 Веллер заканчивает с золотой медалью школу в г.Могилеве и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета. Живет в семье деда, «профессора-биолога», заведующего кафедрой одного из ленинградских институтов. Начиная со студенческих лет Веллер проявляет необычное, граничащее с авантюризмом стремление к перемене мест и роду деятельности. Но и филфак, и познание практики жизни изначально воспринимались Веллер как писательский путь. Как сформулировал он в одном из интервью, «филфак я закончил потому, что, сколько себя помню, хотел быть писателем. Но я отлично понимал, что писать мне не о чем... Жизнь все-таки первична. А литература — вторична» (Езерская Б. // Вечерний Нью-Йорк. 2001. 26-28 янв.). Первая «публикация» в Ленинграде — рассказ в университетской стенной газете.
       В 1972 оканчивает университет. Распределен учителем в Ленинградскую область. Из-за отсутствия мест работает воспитателем группы продленного дня начальной школы.
       В 1973 — учитель русского языка и литературы в сельской 8-летней школе.
       В 1974 служит младшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма (Казанский собор), водит экскурсии по собору.
       В 1975 совмещает несколько должностей в обувном объединении «Скороход». В заводской газете «Скороходовский рабочий» состоялись первые публикации Веллера.
       С мая по окт. 1976 работает перегонщиком импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам, что потом столь ярко будет описано в рассказах Веллера.
       Осенью, вернувшись в Ленинград, всецело переключается на литературную работу. Первые рассказы отклоняются всеми редакциями. Осенью вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Б.Стругацкого. За рассказ «Кнопка» получает первую премию на конкурсе фантастов Северо-Запада.
       В 1978 Веллер публикует короткие юмористические рассказы в городских ленинградских газет. Летом и осенью 1979 путешествует из Ленинграда в Баку на грузовом судне, делая путевые репортажи для газеты «Водный транспорт».
       В 1980 состоялись первые публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». В Эстонском кукольном театре ставится пьеса Веллера «Настоящий слоненок».
       В 1983 выходит первая книга — сборник рассказов «Хочу быть дворником». Сразу получил рекомендации в СП от Б.Стругацкого и Б.Окуджавы. Книга рассказов привлекла внимание критиков и читателей гибкостью и точностью стиля, неожиданностью сюжетов.
       В 1984 книга переводится на эстонский, армянский, бурятский языки. Переводы отдельных рассказов состоялись во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.
       В 1988 выходит вторая книга рассказов «Разбиватель сердец». Вступает в СП СССР. В этом же году Веллер заведует отделом русской литературы таллинского русскоязычного журнала «Радуга», где состоялись первые публикации Бродского, Довлатова, Аксенова, Мандельштама, Введенского.
       В 1989 состоялось первое издание книги «Технология рассказа».
       В 1990 — публикация рассказа «Узкоколейка» в журнале «Нева», рассказа «Хочу в Париж» в журнале «Звезда», рассказа «Положение во гроб» в журнале «Огонек». В этом же году выходит книга «Рандеву со знаменитостью». По рассказу «А вот те шиш» поставлен художественный фильм на мосфильмовской студии «Дебют». В это же время Веллер является главным редактором и основателем первого в СССР еврейского культурного журнала «Иерихон». В окт.-нояб. читает лекции по русской прозе в университетах Милана и Турина. Бестселлерами стали «Роман воспитания», цикл «Приключения майора Звягина» (оба — 1991). Поскольку ни одно российское издательство не принимало книгу новелл «Легенды Невского проспекта», в 1993 тиражом 500 экз. ее издает в Таллине Эстонский фонд культуры. Виктор Топоров, представляя читателю «Легенды», положительно отозвался о сборнике рассказов. Он высказал мысль, что «книга подлинно литературно» (Смена. 1994. 13 янв.). Признание подобной «литературности» есть свидетельство включенности В. в сложные контекстуальные связи с культурной традицией и наличия набора определенных приемов, с помощью которых актуализируются различные эстетические интенции. Особенностью творческого подхода стала мифологизация городского быта, выявление неких современных универсальных сюжетных моделей. Например, в «Легендах» исследован и запечатлен механизм «первоначального накопления капитала» (рассказ о первом фарцовщике Ленинграда); или анатомия процесса эмиграции, начиная с первых изменений внутри сознания героя. Мини-роман «Ножик Сережи Довлатова» (1994) продекларировал эстетические привязанности Веллера. Не скрывая своей приверженности к классике, Веллер главным творческим учителем считает Л.Толстого.
       Свое нравственно-философское кредо Веллер оформляет как художественно, растворяя в ткани произведений, так и публицистически, варьируя в многочисленных интервью и устных беседах: «Традиционалист и новатор-бунтарь смешаны в любом человеке, дело только в пропорции. Если брать жизненные воззрения, то меня можно считать сугубым традиционалистом: для себя я придерживаюсь извечных ценностей. Мужчина должен быть мужчиной, женщина должна быть женщиной, зло должно быть наказано адекватным образом, просить подаяния стыдно даже у Сороса, убийца должен быть положен в землю рядом с убитым... короче, моральный кодекс от сотворения времен и без поправок на современные "гуманизмы" и "равенства"» (Интервью с М.Веллером // Персоны. С.51). Литературный критик М.М.Нехорошев отмечает, что отношения автора с героями не складываются: «В потоке авторского ерничанья большинство персонажей выглядит, мягко говоря, несимпатично: жалкие, ничтожные люди, а то и просто мерзавцы, такие, что пробы негде ставить» (Нехорошее М.— С.185.). Но Веллер сознательно делает героев «мерзавцами».
       В интервью газете «Смена» он обозначил мотивировку пути поиска психологического типа своего героя: «На самом деле люди влекутся не к тому, кто хорош по морали, а к тому, кто так или эдак значителен, кто многое собой представляет. И жизнь наша так устроена, что злодей представляет собой больше, чем добрый. Добрый в развитии может быть только святым. А злой всем. В злодее жизни больше» (Смена. 1999. 12 июля. С.7.).
       В 1994 — очередное 100-тысячное издание «Приключений майора Звягина» возглавляет топ-десятку «Книжного обозрения».
       На осенней Московской книжной ярмарке 1995 Веллер был объявлен самым издаваемым русским писателем года.
       Летом 1996 Веллер с семьей уехал в Израиль, где читал лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете, в нояб. выпустил новый роман «Самовар».
       В 1997 вернулся в Эстонию.
       Постепенно Веллера все больше занимает не только художественное, но и философское постижение действительности. «Все о жизни» (1998) — философско-публицистическая книга, где человеческая история осмыслена так: «Человечество существует для того, чтобы уничтожить всю Вселенную». Подобный поворот в творческой эволюции писателя был встречен критиками неоднозначно, хотя многие нашли, что книга является антологией житейской мудрости и кладезем оригинальных, свежих мыслей.
       В 1998-99 Веллер совершает поездки по городам Германии, Голландии, США, где встречается с читателями. Голландский фильм по рассказу В. «Колечко» был представлен на кинофестивале в Амстердаме.
       В 1999 издательство «ОЛМА-Пресс» более 20 раз переиздает книги Веллера массовыми тиражами.
       В заглавном рассказе сборника «Памятник Дантесу» (1999) писатель расшатывает стереотипы и пытается усилиями своих героев-школьников дать необычную трактовку последних дней жизни Пушкина. Свободное оперирование историко-литературными фактами выполнено в манере постмодернистского отрицания пиетета перед каноническими фигурами.
       В романе «Гонец из Пизы» (2000) реальность переплетается с фантастикой, экипаж легендарной «Авроры» посещают Юрий Долгорукий, Столыпин, Жуков, Березовский, а замполит крейсера становится Президентом России. Роман стал бестселлером и выдержал за год 11 изданий. Художественный мир Веллера все более изобилует изощренной игрой категорий автор-повествователь-расказчик-герой, которые зачастую трудноразличимы (в такой манере работал М.Зощенко).
       В 2002 увидела свет книга «Кассандра», продолжающая философско-онтологические изыскания Веллера, разрабатывающего философию «энерговитализма». Легким, точным словом, полным юмора и иронии, В. вскрывает острейшие вопросы современности, размышляет о пагубности либеральной идеологии, ведущей в недалеком будущем к гибели страны (глава «Ум обреченных»), перспективе деградации и вымирания европейских народов, этнического замещения их выходцами из Азии и Африки («Гибель Запада»), перерождении современной культуры в клишированную структуру («Культура как знаковая система»), о социальных и психологических основаниях фашизма и национализма, о возможных путях сохранения Российского государства («Россия и рецепты»).
       В 2003 увидел свет сборник Веллера «Долина идолов», куда вошли роман «Не ножик не Сережи не Довлатова» (являющийся комм, к уже известному роману «Ножик Сережи Довлатова»), популярное исследование «Технология рассказа», повести и эссе о писателях. Книга полемична и остра, порой пронизана злой поучительностью и безапелляционностью. Подзаголовок «Провокация», сопровождающий последний роман Веллера «Б.Вавилонская» (2004) отражает как содержательный, так и жанрово-стилистичекий характер произведения.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:43:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"