Веллер Михаил Иосифович
|
Другие персоны с фамилией Веллер
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 20.05 Кто родился в этот год 1948 |
[20.5.1948, г.Каменец-Подольский, Украина]
— прозаик.
Родился в семье офицера. Свою родословную Веллер ведет от прусского юнкера фон Веллера, который в
XVIII в. воевал под знаменами Фридриха II.
В 1950 семья переезжает к новому месту службы отца в Забайкалье. Детство Веллер провел в Сибири. «Я
был нормальным советским ребенком,— вспоминает писатель.— Первой книгой, которую я прочел
самостоятельно, был "Мальчиш-Кибальчиш" Аркадия Гайдара. Потом Жюль Верн и Герберт Уэллс. Джека
Лондона я читал уже где-то в седьмом классе. Какой-то отбор я стал делать только с двадцати пяти лет»
(Интервью с М.Веллером // Персоны. С.51). До 16-летнего возраста Михаил меняет школы из-за
постоянных переездов по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири.
В 1964 семья Веллер оказывается в Белоруссии.
В 1966 Веллер заканчивает с золотой медалью школу в г.Могилеве и поступает на отделение русской
филологии филологического факультета Ленинградского университета. Живет в семье деда,
«профессора-биолога», заведующего кафедрой одного из ленинградских институтов. Начиная со
студенческих лет Веллер проявляет необычное, граничащее с авантюризмом стремление к перемене мест
и роду деятельности. Но и филфак, и познание практики жизни изначально воспринимались Веллер как
писательский путь. Как сформулировал он в одном из интервью, «филфак я закончил потому, что, сколько
себя помню, хотел быть писателем. Но я отлично понимал, что писать мне не о чем... Жизнь все-таки
первична. А литература — вторична» (Езерская Б. // Вечерний Нью-Йорк. 2001. 26-28 янв.). Первая
«публикация» в Ленинграде — рассказ в университетской стенной газете.
В 1972 оканчивает университет. Распределен учителем в Ленинградскую область. Из-за отсутствия мест
работает воспитателем группы продленного дня начальной школы.
В 1973 — учитель русского языка и литературы в сельской 8-летней школе.
В 1974 служит младшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма
(Казанский собор), водит экскурсии по собору.
В 1975 совмещает несколько должностей в обувном объединении «Скороход». В заводской газете
«Скороходовский рабочий» состоялись первые публикации Веллера.
С мая по окт. 1976 работает перегонщиком импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам, что
потом столь ярко будет описано в рассказах Веллера.
Осенью, вернувшись в Ленинград, всецело переключается на литературную работу. Первые рассказы
отклоняются всеми редакциями. Осенью вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под
руководством Б.Стругацкого. За рассказ «Кнопка» получает первую премию на конкурсе фантастов
Северо-Запада.
В 1978 Веллер публикует короткие юмористические рассказы в городских ленинградских газет. Летом и
осенью 1979 путешествует из Ленинграда в Баку на грузовом судне, делая путевые репортажи для газеты
«Водный транспорт».
В 1980 состоялись первые публикации в журналах «Таллин», «Литературная Армения», «Урал». В
Эстонском кукольном театре ставится пьеса Веллера «Настоящий слоненок».
В 1983 выходит первая книга — сборник рассказов «Хочу быть дворником». Сразу получил рекомендации в
СП от Б.Стругацкого и Б.Окуджавы. Книга рассказов привлекла внимание критиков и читателей
гибкостью и точностью стиля, неожиданностью сюжетов.
В 1984 книга переводится на эстонский, армянский, бурятский языки. Переводы отдельных рассказов
состоялись во Франции, Италии, Голландии, Болгарии, Польше.
В 1988 выходит вторая книга рассказов «Разбиватель сердец». Вступает в СП СССР. В этом же году Веллер
заведует отделом русской литературы таллинского русскоязычного журнала «Радуга», где состоялись
первые публикации Бродского, Довлатова, Аксенова, Мандельштама, Введенского.
В 1989 состоялось первое издание книги «Технология рассказа».
В 1990 — публикация рассказа «Узкоколейка» в журнале «Нева», рассказа «Хочу в Париж» в журнале
«Звезда», рассказа «Положение во гроб» в журнале «Огонек». В этом же году выходит книга «Рандеву со
знаменитостью». По рассказу «А вот те шиш» поставлен художественный фильм на мосфильмовской
студии «Дебют». В это же время Веллер является главным редактором и основателем первого в СССР
еврейского культурного журнала «Иерихон». В окт.-нояб. читает лекции по русской прозе в
университетах Милана и Турина. Бестселлерами стали «Роман воспитания», цикл «Приключения майора
Звягина» (оба — 1991). Поскольку ни одно российское издательство не принимало книгу новелл «Легенды
Невского проспекта», в 1993 тиражом 500 экз. ее издает в Таллине Эстонский фонд культуры. Виктор
Топоров, представляя читателю «Легенды», положительно отозвался о сборнике рассказов. Он высказал
мысль, что «книга подлинно литературно» (Смена. 1994. 13 янв.). Признание подобной «литературности»
есть свидетельство включенности В. в сложные контекстуальные связи с культурной традицией и
наличия набора определенных приемов, с помощью которых актуализируются различные эстетические
интенции. Особенностью творческого подхода стала мифологизация городского быта, выявление неких
современных универсальных сюжетных моделей. Например, в «Легендах» исследован и запечатлен
механизм «первоначального накопления капитала» (рассказ о первом фарцовщике Ленинграда); или
анатомия процесса эмиграции, начиная с первых изменений внутри сознания героя. Мини-роман «Ножик
Сережи Довлатова» (1994) продекларировал эстетические привязанности Веллера. Не скрывая своей
приверженности к классике, Веллер главным творческим учителем считает Л.Толстого.
Свое нравственно-философское кредо Веллер оформляет как художественно, растворяя в ткани
произведений, так и публицистически, варьируя в многочисленных интервью и устных беседах:
«Традиционалист и новатор-бунтарь смешаны в любом человеке, дело только в пропорции. Если брать
жизненные воззрения, то меня можно считать сугубым традиционалистом: для себя я придерживаюсь
извечных ценностей. Мужчина должен быть мужчиной, женщина должна быть женщиной, зло должно
быть наказано адекватным образом, просить подаяния стыдно даже у Сороса, убийца должен быть
положен в землю рядом с убитым... короче, моральный кодекс от сотворения времен и без поправок на
современные "гуманизмы" и "равенства"» (Интервью с М.Веллером // Персоны. С.51). Литературный критик
М.М.Нехорошев отмечает, что отношения автора с героями не складываются: «В потоке авторского
ерничанья большинство персонажей выглядит, мягко говоря, несимпатично: жалкие, ничтожные люди, а
то и просто мерзавцы, такие, что пробы негде ставить» (Нехорошее М.— С.185.). Но Веллер сознательно
делает героев «мерзавцами».
В интервью газете «Смена» он обозначил мотивировку пути поиска психологического типа своего героя:
«На самом деле люди влекутся не к тому, кто хорош по морали, а к тому, кто так или эдак значителен, кто
многое собой представляет. И жизнь наша так устроена, что злодей представляет собой больше, чем
добрый. Добрый в развитии может быть только святым. А злой всем. В злодее жизни больше» (Смена.
1999. 12 июля. С.7.).
В 1994 — очередное 100-тысячное издание «Приключений майора Звягина» возглавляет топ-десятку
«Книжного обозрения».
На осенней Московской книжной ярмарке 1995 Веллер был объявлен самым издаваемым русским писателем
года.
Летом 1996 Веллер с семьей уехал в Израиль, где читал лекции по современной русской прозе в
Иерусалимском университете, в нояб. выпустил новый роман «Самовар».
В 1997 вернулся в Эстонию.
Постепенно Веллера все больше занимает не только художественное, но и философское постижение
действительности. «Все о жизни» (1998) — философско-публицистическая книга, где человеческая
история осмыслена так: «Человечество существует для того, чтобы уничтожить всю Вселенную».
Подобный поворот в творческой эволюции писателя был встречен критиками неоднозначно, хотя многие
нашли, что книга является антологией житейской мудрости и кладезем оригинальных, свежих мыслей.
В 1998-99 Веллер совершает поездки по городам Германии, Голландии, США, где встречается с
читателями. Голландский фильм по рассказу В. «Колечко» был представлен на кинофестивале в
Амстердаме.
В 1999 издательство «ОЛМА-Пресс» более 20 раз переиздает книги Веллера массовыми тиражами.
В заглавном рассказе сборника «Памятник Дантесу» (1999) писатель расшатывает стереотипы и пытается
усилиями своих героев-школьников дать необычную трактовку последних дней жизни Пушкина.
Свободное оперирование историко-литературными фактами выполнено в манере постмодернистского
отрицания пиетета перед каноническими фигурами.
В романе «Гонец из Пизы» (2000) реальность переплетается с фантастикой, экипаж легендарной «Авроры»
посещают Юрий Долгорукий, Столыпин, Жуков, Березовский, а замполит крейсера становится
Президентом России. Роман стал бестселлером и выдержал за год 11 изданий. Художественный мир
Веллера все более изобилует изощренной игрой категорий автор-повествователь-расказчик-герой,
которые зачастую трудноразличимы (в такой манере работал М.Зощенко).
В 2002 увидела свет книга «Кассандра», продолжающая философско-онтологические изыскания Веллера,
разрабатывающего философию «энерговитализма». Легким, точным словом, полным юмора и иронии, В.
вскрывает острейшие вопросы современности, размышляет о пагубности либеральной идеологии, ведущей
в недалеком будущем к гибели страны (глава «Ум обреченных»), перспективе деградации и вымирания
европейских народов, этнического замещения их выходцами из Азии и Африки («Гибель Запада»),
перерождении современной культуры в клишированную структуру («Культура как знаковая система»), о
социальных и психологических основаниях фашизма и национализма, о возможных путях сохранения
Российского государства («Россия и рецепты»).
В 2003 увидел свет сборник Веллера «Долина идолов», куда вошли роман «Не ножик не Сережи не
Довлатова» (являющийся комм, к уже известному роману «Ножик Сережи Довлатова»), популярное
исследование «Технология рассказа», повести и эссе о писателях. Книга полемична и остра, порой
пронизана злой поучительностью и безапелляционностью. Подзаголовок «Провокация», сопровождающий
последний роман Веллера «Б.Вавилонская» (2004) отражает как содержательный, так и
жанрово-стилистичекий характер произведения.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх