Вейнгольд Юрий Юлианович
|
Другие персоны с фамилией Вейнгольд
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 01.04 Кто родился в этот год 1921 |
- специалист по проблемам философской антропологии, теории познания и социологии; доктор философских наук, профессор
Род. на ст.Раевка, в Башкирии.
Окончил Всесоюзный заочный юридический институт (1950), аспирантуру (1960).
С 1950 по 1976 работал в Киргизском государственном университете. Более 30 лет заведовал кафедрой философии в университете и академии.
Ныне - профессор кафедры философии Белгородской государственной технологической академии строительных материалов.
Докторская диссертация - "О советком опыте минования капитализма и его субъективном факторе (Анализ перехода народов Средней Азии и Казахстана от докапиталистических отношений к социализму как следствие их социально-волевых усилий)" (1971).
Главный редактор и автор разделов книг памяти жертв политических репрессий (Т.1. Жертвами пали. Белгород, 1996 и Т.2. Живи и помни. Белгород, 1998). Один из переводчиков книги "Большой путеводитель по Библии". М., 1993 и "Энциклопедии символов". М., 1997.
Почетный член (академик) Международной академии наук высшей школы, действительный член Академии социальных наук. Заслуженный деятель науки РФ.
Вейнгольд одним из первых ознакомил отечественных философов с малоизвестными работами Гегеля (собственноручные добавления к "Философии права" и работе "Государство"). Он обратил внимание на то, что знаменитая гегелевская триада родилась в процессе его попытки выполнить пожелание Ансельма рационально доказать бытие Бога. С этой целью Гегель (магистр философии и кандидат богословия) взял предельно абстрактный догмат христианства - Триединство Бога - и на основе его анализа вывел названную триаду: "бытие-сущность-понятие".
Вейнгольд ввел в научный обиход понятие "социальная воля". Признание получило его утверждение в философском статусе категории "право". Обратился к категориям "трансцендентное" и "иррациональное", наполнив их новым содержанием. Исследуя школы и направления философской мысли Запада, пришел к выводу, что только наличие новой теории, обеспечивающей прогресс в познании, методологически оправдывает отказ от предшествующих теорий и что наследие отечественной философии и современной западной философии могут только существенно помочь, но не заменять наше самостоятельное мышление. Ввел периодизацию развития философской мысли не по формационному признаку, а по целям, которых стремилась достичь философия.
Первый период - онтология, второй - гносеология и третий - аксиология, т.е. вначале (где-то до IV в. до н.э.) прежде всего решался вопрос: "что это?", затем (до сер. XIX в.): "почему оно такое?" и, наконец: "какова ценность для человека и человечества?" Отсюда вопрос о первичности материи и вторичности сознания имел смысл на втором этапе и то только в рамках: сознание "вторично", ибо оно - продукт материи. Отвечая на запросы инженерно-технической мысли, дал философское обоснование логике научных исследования и открытия, инженерного стиля мышления, показал, что особенностью развития техники ныне является отход от алгоритма и переход на "индивидуальное", "неповторимое", на расширение и углубление гуманизации и гуманитаризации технического знания.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх