Вейдле Владимир Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Вейдле
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 13.05 Кто родился в этот год 1895 |
- литератор, искусствовед, культуролог, поэт и мыслитель русской эмиграции.
Род. в Петербурге, там же окончил исторический-филологический факультет университета (1916), по окончании был оставлен при университете.
Профессор Пермского университета (1918-1920).
В 1921-1924 преподавал историю искусства в Петроградском университете.
В октябре 1924 выехал в Париж, где стал профессором христианского искусства в Богословском институте (1932-1952).
Был профессором Свято-Сергиевской Духовной академии, читал лекции по истории византийского и древнерусского искусства.
После Второй мировой войны преподавал в Европейском колледже в Брюгге, в университетах Мюнхена, Принстона и в Нью-Йорке. Принимал участие во многих международных конференциях по искусству.
Умер в Париже.
В петроградский период жизни Вейдле был по настроению близок акмеистам, имел контакты с А.Ахматовой и О.Мандельштамом. В период эмиграции раскрылся как талантливый ученый, прозаик и поэт. Писал он как на французском, так и на русском языках, причем французы считали его своим писателем, тонким стилистом и знатоком культуры. Министром культуры Франции Вейдле было присвоено звание "Кавалера литературных заслуг".
Хотя Вейдле считал себя прежде всего писателем, а не ученым, он внес значительный вклад в разработку вопросов поэтики, истории искусства, культурологии; занимался анализом стиля, звукописи, разработал понятие звукосмысла. По тематике был близок структуралистам, но резко отличался от них и даже противостоял им в своих выводах по вопросам текстологии, а также общим своим мировоззрением.
Вейдле не соглашался со структуралистским - узким, формальным, на его взгляд, подходом к анализу произведения только как нейтрального текста, лишенного собственного смысла,- полагая, что, например, стихотворения вообще нет, если оно лишено смысла. Будучи в эмиграционный период своей жизни искренне верующим человеком (его духовным отцом был о.Сергий Булгаков), он считал, что искусство по своей природе близко религии, в нем содержится сверхрассудочный религиозный смысл, и оно медленно гибнет, если отрывается от религии. Как и большинство мыслителей эмиграции, Вейдле размышлял о судьбах России. Он отрицательно относился к русскому мессианизму, считал, что призвание России - быть частью христианской Европы и что она так же самобытна в европейском целом, как и любая другая европейская держава. Он резко критиковал популярный в среде русской эмиграции "евразийский" взгляд на судьбы России, отличный от западного и восточного, опирающийся на историческое единство судеб русской и тюрко-степной культур. Оставаясь в этом вопросе на позициях "западничества", Вейдле, однако, был решительным критиком прагматически-рационалистической, духовно опустошающейся, по его мнению, западной цивилизации. Свои размышления он богато иллюстрировал многочисленными примерами из истории культур.
Последние годы жизни Вейдле посвятил в основном литературно-художественной деятельности. Во многих периодических изданиях русской эмиграции печатались его романы, рассказы, стихи.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх