Вдовина Раиса Дмитриевна
|
Другие персоны с фамилией Вдовина
Другие персоны с именем Раиса Кто родился в этот день 22.06 Кто родился в этот год 1933 |
[22.6.1933, Ленинград]
— поэт.
Ее мать работала швеей на фабрике им. Володарского, отец был мастером на заводе; он оставил семью,
когда Вдовиной было 4 года. В начале Великой Отечественной войны, когда детей организованно
вывозили из города, В. оказалась в интернате: несколько лет жила в уральской деревне, училась в
сельской школе в Челябинской области; среднюю школу окончила в Ленинграде.
В 1951 поступила в институт иностранных языков на английское отделение, но со 2-го курса ушла, отдав
предпочтение Художественному училищу, которое тоже не окончила. Поэт и художник всю жизнь
соперничали в ее душе; больше везло поэту. В итоге В. окончила заочное отделение Московского
полиграфического института (1966) по специальности книжная графика, параллельно с учебой и после
окончания института работала художником-гравером и живописцем на заводе художественного стекла, в
переплетном цехе «Печатного двора», художником в военно-медицинском музее, в
художественном-конструкторском бюро, смотрителем в зоопарке.
Несомненная талантливость и «противоречивость» (так это называлось тогда) первых же поэтических
опытов В. привлекли внимание критики и старших товарищей по ремеслу; это же породило и серьезные
трудности для публикации. Рукопись первой книги Вдовиной, представленная в издательство «Советский
писатель», вызвала неоднозначные отзывы. И.Авраменко, отмечая бесспорную одаренность Вдовиной,
строго порицал ее за «непереваренный» поток впечатлений, «непочтительность и цинизм» идеологически
не проработанных зарисовок с натуры, излишний драматизм переживании — непозволительную
«растерянность опутанного страстями человека»; а еще за «вызывающе грубый стиль» и неприкрытую
искренность — все, что не может «служить коммунистическому воспитанию народа». Образцом «цинизма»
и «грубости» приводилось стихотворение «Дед»: крутая судьба деревенского предка, одиноко и страшно
умиравшего в поле, на пашне. «Кончался дед, как та деревня, / Что в сарафане и в лаптях». Натурализм
деревенского быта представлялся тогда как «национализм»: изба, «где был чугун с ухватом, / С горшками
в молоке парном / И с самоваром тем брюхатым / На краской лавке под окном». «Дед» был напечатан в
первой большой подборке стихотворений Вдовиной, с рекомендацией поэта С.Орлова, в газете
«Литературная Россия» (10 дек. 1965), однако впоследствии ни одну книгу Вдовиной не включался.
Очищенная от острых впечатлений и «грубых» подробностей, первая книга Вдовиной «Зеленые купола»
вышла в 1968. Рекомендуя книгу к изданию, С.Ботвинник подчеркивал присущие стихам Вдовиной
зримость и непосредственность, своеобразную угловатость не только образов, но и чувств.
Вторая книга Вдовиной «На белом поле» появилась спустя 7 лет. М.Дудин, представляя ее, одобрительно
отмечал «опыт познания жизни» и чувство сопереживания, которые делают поэта истинным выразителем
времени.
Имея в виду третью книгу Вдовиной «Черемуха», Г.Горбовский признавался (во внутренней рецензии), что
после утомительного чтения многочисленных «нормальных» стихов эта книга — как целительная встреча с
творчеством настоящего поэта, воспитанного «городом дивных поэтических традиций»: стихи горячие и
красивые, даже когда выглядят угловатыми, как бы недоработанными, в них поэтические детали
«вспыхивают, ударяя нас по глазам и ушам». Художник виден в острой и точной образности стиха. В то же
время, высоко оценивая в целом книгу «Черемуха», критик Н.Банк желает поэту «большей социальной
четкости» и определенности «в создании средствами лирики картины современного мира».
От книги к книге Вдовина по-своему прорисовывает сюжет, выстраивая свой путь развития личности — в
поэтическом восприятии жизни — от романтически возвышенного поиска душевной гармонии к постижению
повседневной истины, к поэзии обыденного, без высоких слов и торжественных эпитетов. Это ощутимо в
книге «Окна на север» (1985).
Итогом 20-летней работы Вдовиной явился сборник «Высокая вода», завершивший в конце 1980-х не
только творческий — исторический период прожитой жизни. Случившийся в стране перелом — социальный
и нравственный — вывел Вдовину на другую орбиту. С поэтом изначально аполитичным, не знавшим ни
модных, ни диссидентских всплесков, далеким от трибунных страстей, произошла, казалось бы,
неожиданная метаморфоза. От безопытной и внесоциальной, «чистой» в своем роде поэзии, где царило
высокое чувство единения с природой и городом, Вдовина круто шагнула в жестокий мир новой
реальности. Неизменным осталось бескомпромиссное кредо художника: «Есть высший подвиг — быть
самим собою». Нахлынувший образ жизни, холодной и беспощадной, вдохнул в поэзию Вдовиной не
столько протест, сколько трезвость представления о жизни в «общедоступном» кругу; взгляд из
возраста, когда не ждут утешений и не тешатся надеждой, когда уже нет места для суеты. Три книги
последних лет, изданные тиражом в несколько сот экземпляров,— стихи о поколении, которому новая
реальность провела черту за порогом. В них звучит последняя, нескончаемая любовь к жизни во всяком ее
проявлении — к самой живой стихии: город ли это — в безликом его районе, с «железными елками» линии
электропередач, «ушедшие» ли с любимой набережной тополя, «меньшие братья» или просто ночные
прохожие. Любовь на грани катастрофы, попытка противостоять замерзанию чувств с помощью странной
смеси печального юмора с дерзким высоким стилем, когда темный подвал с бездомными кошками,
«узниками прогресса», сквозь боль сострадания видится сродни освенцимской печи. Чувство вины поэт
берет на себя. Прежде словно бы замкнутая душа отважно раскрывается навстречу пугающему
существованию, готовая защитить слабеющего и сохранить хотя бы чувство собственного достоинства в
человеке.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх