Введенский Алексей Иванович
|
Другие персоны с фамилией Введенский
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 26.05 Кто родился в этот год 1861 |
- философ, историк религий, публицист.
Род. в г.Серпухов, в семье священника.
Прошел все ступени духофного образования.
В 1887 Советом Московской Духовной академии был избран на кафедру истории философии.
Талант и пытливость Введенского нашли внимание и поддержку руководства академии, и он дважды направлялся за границу (в Германию и Францию) в годичные творческие командировки (в 1891-1892 и 1896-1897) для изучения современного состояния философии истории религий. Результатом и как бы творческим отчетом этих командировок явилось написание книг и статей, благодаря которым русское общество впервые познакомилось со многими новыми идеями, направлениями и системами в философской теологии, литературе и искусстве, а также защита В. магистерской и докторской диссертаций.
В качестве магистерской диссертации была представлена работа "Вера в Бога, ее происхождение и основание. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением" (М., 1891).
Звание доктора богословия Введенский получил за труд "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. T.I. Основные вопросы философской истории естественных религий. Религии Индии" (М., 1902).
О докторской диссертации Введенского его коллега профессор Московской Духовной академии С.С.Глаголев писал, что "это - единственная диссертация по истории религии, которая читается с истинным наслаждением" (Богословский В. 1913. Т.1).
В 1892 по решению Совета академии Введенский занял вакантную после смерти В.Д.Кудрявцева-Платонова кафедру логики и метафизики. Значение этой кафедры как для самой академии, так и в духовной жизни России было велико. До Введенского ее возглавляли уже упомянутый В.Д.Кудрявцев-Платонов и не менее знаменитый Ф.А.Голубинский - крупнейшие представители теизма в русской философии, воспринявшие многое от западных иррационально мыслящих философов (Якоби и др.) и вместе с тем проявившие в своих философских построениях оригинальность и самостоятельность, наиболее глубоко отвечавшие, как показало последующее развитие философии в России, запросам русской православной духовности.
Введенский сохранил верность основным постулатам теистической линии в русской философии в глазах как своих современников, так и историков философии (В.В.Зеньковский, Б.В.Яковенко, Н.О.Лосский рассматривали взгляды Введенского как завершение теистической линии в русской философии, развивавшейся в основном в Духовных академиях, в противоположность позитивизму и материализму, преобладавшим в университетах).
Наибольшее внимание Введенского привлекала проблема обоснования реальности и причинности внешнего мира. В области гносеологии он, по мнению В.В.Зеньковского, склонялся к соборной гносеологии книги С.Н.Трубецкого. Восприимчив он был и к идеям западных философов, таких как Мэн де Биран, Дильтей (В.В.Зеньковский усматривал в этом эклектизм). В. обладал и публицистическим даром.
С 1897 он - постоянный сотрудник "Московских Ведомостей", где (под псевд. А.Басаргин) поместил множество статей на самые разные темы - от философских до чисто политических и бытовых. Как в философии и богословии, так и в публицистике Введенский стоял за русские идеалы, "за русский исторический строй" (С.С.Глаголев). Пафос многообразной писательской и общественной деятельности Введенский сформулировал лучше всего один из его современников: "Философское осмысливание личной и общественной жизни, признание за ней нравственные и религиозные ценности, раскрытие христианского учения и опыта, как идеала истинной жизни,- вот основные темы его философской проповеди и аксиологии" (Богословский В. 1913. Март. С.13). По свидетельству С.С.Глаголева, Введенский подготовил к печати оставшееся неизданным "Введение в философию".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх