Бучинская Надежда Александровна
|
Другие персоны с фамилией Бучинская
Другие персоны с именем Надежда Кто родился в этот день 08.05 Кто родился в этот год 1872 |
[26.4(8.5).1872, Петербург — 6.10.1952, Париж]
— поэт, прозаик, драматург, переводчик.
Тэффи родилась в семье с глубокими литературными традициями. Ее прадед, масон
Кондратий Лохвицкий (1774-1830), писал «мистические стихи»; отец Тэффи
Александр Владимирович Лохвицкий (1830-84) — юрист, публицист, редактор журнала
«Юридический вестник», автор книги «Обзор современных конституций» (1862-63) и
других научных трудов; старшая сестра Тэффи, Мария — известная поэтесса Мирра
Лохвицкая. Литераторами стали и сестры Тэффи Варвара и Елена.
Еще учась в петербургской Литейной гимназии, Тэффи начала писать стихи, но
профессиональным литератором она стала уже после брака с юристом Владиславом
Бучинским, рождения трех детей и развода. Первая публикация — стихотворение
«Мне снился сон безумный и прекрасный...» (Север. 1901. №35. С.1101). За ней
последовал стихотворный фельетон «Покаянный день» (Театр и искусство. 1901.
№51). В 1902-03 Тэффи печатается в журнале И.Ясинского «Почтальон» и «Беседа»,
в 1904 становится сотрудником «Биржевых ведомостей». Первое беллетристическое
произведение Тэффи — рассказ «Веселая вечеринка» (Биржевые ведомости. 1904.
№183. 11 апр.). В 1905 Тэффи активно сотрудничает с рядом сатирических изданий
(«Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед») и с большевистской газетой
«Новая жизнь». В приложении к «Ниве» печатаются ее рассказы «Рубин принцессы» и
«День прошел» (1905. №2,8).
С 1908 Тэффи — постоянный автор журнала «Сатирикон» (позднее и «Нового
сатирикона»).
Однако Тэффи связана не только с миром газетчиков-фельетонистов. Очень быстро
она входит в круг символистов, становится завсегдатаем салона Ф.Сологуба,
появляется на «средах» на «Башне» Вяч.Иванова. Одновременно с А.Блоком, в февр.
1906 Тэффи принята в кружок поэтов «Вечера К.К.Случебского». Следы
«ученичества» у Ф.Сологуба, В.Брюсова и других поэтов-символистов видны в
первой книге Тэффи, анонсированной еще в 1908, но вышедшей только в 1910 в
издательстве «Шиповник» — книге «Семь огней». В.Я.Брюсов назвал стихи из этой
книги подражательными (Брюсов В. Среди стихов. 1894-24. М., 1990. С.325),
Н.С.Гумилев оценил «их литературность в лучшем смысле этого слова» (Аполлон.
1910. №7. С.35-36. См. также: Гумилев Н. СС: в 4 т. Вашингтон, 1968. Т.4.
С.227).
В 1910-е поэтическое творчество отходит на второй план (большая подборка новых
стихов Тэффи появилась в 1915 в «Журнале журналов»). Стихотворение 1910-х —
начала 1920-х вошли в книги «Passiflora» (Берлин, 1923) и «Шамрам. Песни
Востока» (Берлин, 1923).
Всероссийскую славу Тэффи принесли не поэтические произведения, а ее
еженедельные фельетоны и юмористические рассказы. Тэффи оставалась «газетной
писательницей» — ее произведения печатали «Речь», «Русское слово» и другие
влиятельные и читаемые издания. Лучшие рассказы (и в их выборе писательница
была к себе очень строга) Тэффи объединяла в сборники.
Первой книгой прозы Тэффи стали «Юмористические рассказы» (М., 1910. Т.1-2), на
появление которых положительными рецензиями откликнулись А.Измайлов,
В.Кранихфельд, М.Кузмин и др. До 1917 книга выдержала более 10 переизданий.
Сборник «И стало так» (1912) переиздавался 7 раз, «Дым без огня» (1914) — 9.
Менее повезло книге «Карусель» (1913), вышедшей лишь четырьмя изданиями. Тэффи
стала одним из самых «модных» писателей, среди же писателей-юмористов она, по
мнению современников, бесспорно занимала первое место. Читателей покорял не
только тонкий юмор писательницы, но и свойственный только ей лиризм.
Первой книгой, показавшей, что Тэффи — не только писатель-юморист, был сборник
«Неживой зверь» (1916). Обращение к теме «земной печали» (название одного из
рассказов Б.К.Зайцева тех лет) вводит писательницу в «большую литературу».
Еще в 1900-е Тэффи попробовала себя как рецензент (отклики на «Победу смерти» и
«Навьи Чары» Ф.Сологуба, две статьи о книге А.Белого «Пепел», рецензия на книги
издательства «Шиповник»). Статья о книге Н.Евреинова «Введение в монодраму»
(1909) обнаруживает знакомство рецензента со всеми символистскими теориями
театра (Волошин, Вяч.Иванов, Сологуб и др.).
Тэффи и сама была одним из популярных в начале XX в. драматургов, работавших
преимущественно «в легком жанре», и входила в Союз драматических и музыкальных
писателей. Первая ее пьеса «Женский вопрос» (1907), «комедия-шутка в одном
действии», была поставлена в Петербургском драматическом (Суворинском) театре.
В этот период Тэффи дружна с В.Э.Мейерхольдом и Г.И.Чулковым. Еще в 1906 она
входила в инициативную группу театра «Факелы». В 1908 ею была написана
рекомендованная Ф.Сологубом Театру В.Ф.Комиссаржевской пьеса «Полдень Дзохары —
легенда Вавилона» (др. название — «Царица Шаммура-мат»). Кстати, она и
посвящена Сологубу. Постановка не осуществилась, а пьеса была включена в книгу
«Семь огней». Тогда же, в 1908, Тэффи становится одной из участниц нового
петербургского театрального предприятия — театра «Кривое зеркало». В первый же
вечер здесь шла ее пьеска «Любовь в веках» (др. название «Круг любви»). В
«Кривом зеркале» было поставлено еще две пьески Тэффи — «Эволюция дьявола» и
«Страшный кабачок». В 1909 в «Летнем Фарсе» Б.С.Неволина поставлена мелодрама
«Алмазная пыль».
В творчестве Тэффи-драматурга начинается период одноактных пьес, миниатюр,
скетчей. Некоторые из них издавались отдельно: «Алмазная пыль» (1909), «Черный
ирис» (1915), «Лешка выслужился» (1916). Кроме того, вышло 2 сб.: «Восемь
миниатюр» (СПб., 1913) и «Миниатюры и монологи. Том II» (Пг., 1915). В 1912-15
большинство одноактных пьес и миниатюр Тэффи ставились петербургским Литейным
театром. В 1913 здесь была поставлена «Царица Таир». Появление этой пьесы
связано с увлечением Тэффи Востоком и может быть рассмотрено как комическое или
даже пародийное переосмысление ее ранней пьесы «Полдень Дзохары», написанной с
явной ориентацией на символистский театр, прежде всего пьесы Ф.Сологуба.
Некоторые приемы, использованные в «Царице Таир», восходят к классической
пародии «Кривого зеркала», знаменитой «Вампуке».
В 1915 Тэффи пробует себя в большом жанре: создает 4-актную пьесу «Шарманка
сатаны». Основная тема мелодрамы весьма традиционно: противостояние героини
царству пошлости. В дек. 1915 драма принята к постановке московским Малым
театром, через год «Шарманка...» идет в петербургском театре К.Н.Незлобина. В
1917 в соавторстве с Л.Г.Мунштейном (Lolo) Тэффи написала оперетту «Екатерина
Великая». Одноактные пьесы Тэффи создавала и в эмигрантский период («Дамский
бридж» и др.). Большинство дореволюционных миниатюр вошло в ее сборник «Пьесы»
(Париж, 1934). Драматические произведения Тэффи составили значительную часть
репертуара открывшегося в 1936 в Париже Русского театра. В 1937 там была
поставлена 4-актная пьеса Тэффи «Момент истины», в 1939 — пьеса «Ничего
подобного».
Менее известна Тэффи как переводчик. В 1912 Тэффи и ее сестра Елена, писавшая
под псевдонимом Элио, перевели с французского стихами комедию А.Ривуара «Король
Дагобер». Через 3 года она была поставлена в Москве в театре К.Незлобина, а
затем и в его петербургском театре на Офицерской.
В 1918 Тэффи выехала на Украину, жила в Киеве, Новороссийске, Одессе, продолжая
литературную работу. Ее эмигрантская одиссея началась в Константинополе. Затем
Берлин и с 1920 — Париж. Рассказы Тэффи печатались в «Последних новостях»,
«Возрождении», «Сегодня» и др. изданиях русской эмиграции. Один за другим
выходили сб.: «Сокровищница земли», «"Тихая заводь" и другие рассказы» (1921),
«Так жили» (1922), «Танго смерти» (1927), «Книга июнь» (1931), «Ведьма» (1935),
«О нежности» (1938), «Все о любви» (1946) и др. Обращалась Тэффи и к более
крупным жанрам (повесть «Предел», 1924).
Самое значительное (и самое большое по объему) произведение Тэффи — «Авантюрный
роман» — печаталось в газете «Возрождение» (1930-31). Отдельным изданием книга
вышла в 1932, на ее появление откликнулись Б.Зайцев, М.Алданов, П.Пильский и
др. Уже первыми рецензентами была отмечена разница между заголовком и «душой»
романа, его подтекстом. История о любви, об одиночестве, о призрачности
существования человека в современном мире вправлена в почти детективную фабулу.
Сочетание любовно-психологической и авантюрно-плутовской линий в книге Тэффи
восходит к традиции, начатой романом «Манон Леско». Но с еще большей силой
проявляется в романе ориентация на ближайшую по времени традицию: в его
построении есть некоторые особенности, свойственные символистскому роману-мифу
(использование мифологических и литературных архетипов, тема двойничества,
активная роль снов в развитии сюжета, особая функция эпиграфов). «Авантюрный
роман» можно считать центральным произведением в творчестве Тэффи эмигрантского
периода; он вобрал в себя многие темы и образы сб. «Рысь» (1923), «Городок»
(1927) и в свою очередь повлиял на дальнейшее развитие «малых жанров» в ее
прозе.
Еще один пласт литературного наследия Тэффи — ее мемуарная проза. Первые
мемуарные очерки появляются в творчестве Тэффи в 1920-е («Колдун (Из
воспоминаний о Распутине)», 1924, «О Бальмонте», 1925, «Рыцарь смерти», 1927),
примыкают к ним автобиографические рассказы («Первое посещение редакции»,
«Псевдоним» и др.). В 1928-29 газета «Возрождение» печатала фельетоны Тэффи под
названием «Воспоминания», в 1932 они были объединены в книгу, которую автор в
предисл. называет повестью. «Воспоминания» — это произведение, совмещающее
признаки мемуаров, путевых записок и сатирического романа-обозрения. В 1931
были написаны очерки об И.Репине («Вспомнилось») и об И.Ясинском («Василиск»),
в 1936 статья «Река времен. Памяти М.А.Кузмина». Но большинство мемуарных
очерков создано Тэффи в последние годы жизни (1948—1951) — это воспоминания о
газете «Новая жизнь» («45 лет», «Новая жизнь», «Он и они») и серия лит.
портретов («Алексей Толстой», «А.И.Куприн», «Фёдор Сологуб», «О Мережковских»,
«Зинаида Гиппиус», «Мой друг Борис Пантелеймонов», «Илья Фондаминский»,
«Бальмонт», «Моя летопись»). Все они, за исключением двух, опубликованных
посмертно, были напечатаны в газете «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Еще в
1951 издательство им. Чехова, отказавшись приобрести сборник рассказов Тэффи
(он все же вышел там в 1952 под названием «Земная радуга»), предложило
напечатать книгу ее воспоминаний. Работа над книгой «Моя летопись» не была
завершена.
Псевдонимы:
Лохвицкая Надежда Александровна [08.05.1872-06.10.1952] - поэт, прозаик, драматург, переводчик
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх