Бухарев Александр Матвеевич
|
Другие персоны с фамилией Бухарев
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот год 1919 |
- богослов, публицист, критик.
Род. в с. Федоровское Тверской губ., в семье дьякона.
Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи;
по окончании (1846) преподавал в ней же,
с 1854 - ординарный профессор академии.
В 1854-1858 - профессор и инспектор (с 1855) Казанской Духовной академии.
С 1858 - член Петербурского комитета духофной цензуры. После столкновения с церковными властями переведен в Переславский монастырь (1861).
В 1862, после запрещения Синодом его многолетнего труда "Исследования Апокалипсиса", подал прошение о выходе из монашества, удовлетворенное в 1863. Вследствие продолжающейся травли был лишен права служить в церкви.
Умер в величайшей бедности.
Бухарев был близок к Н.В.Гоголю в последние годы его жизни. Автор многих работ о Библии. Главным в христианстве считал вочеловечение Бога-Сына, искупительной жертвой принявшего на себя все грехи человечества. Отсюда - идея соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь; акцент на личностно-гуманистических вопросах. Всякое подлинное знание и все виды человеческой деятельности (наука, искусство, коммерция, увеселения и пр.) богоугодны, поскольку в них может быть внесена Христова правда. Его основной идеей, как и у славянофилов, была идея оцерковления общества, или, выражаясь его языком, идея "богословия культуры". Он обличал безбожность современной светской цивилизации и самих христиан, ограничивающихся лишь скромной данью церкви и ее заветам, вместо того, чтобы жить в Церкви, называл их "православными только по имени". Вызвал подозрения в неортодоксальности. Его идея оцерковления общества, "богословия культуры", была воспринята синодальными властями как ренегатство.
С.А.Левицкий отмечает, что Бухарев по существу оказался впереди своего времени и его идеи были высказаны слишком рано, чтобы найти сочувственный отклик. В начале XX в. Бухарев оказался бы в русле русского религиозно-философского ренессанса, ранним предшественником которого он был. Интересна параллель между Бухарев и славянофилами, отчасти с Вл.Соловьевым. Славянофилы и Соловьев шли от светской культуры и философии к религии, подводя к ее порогу.
Бухарев, наоборот, исходил от христианства, точнее от православия, с тем, чтобы осветить его светом светскую культуру. На этом пути он оказался одним из первых пионеров и, как многие пионеры, встретился с непониманием и враждебностью окружавшей его среды. Во всяком случае, в истории русской культуры, и особенно русской мысли, Бухареву принадлежит одно из почетных мест. (См.: Ш.А.Гумеров. "БСРП". С.379-380; книга Л. "ОИРФ". С.168-171.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх