Бурлюк Давид Давидович
|
Другие персоны с фамилией Бурлюк
Другие персоны с именем Давид Кто родился в этот день 21.07 Кто родился в этот год 1882 |
[9(21)7.1882, Херсонская губ.— 15.1.1967, Лонг-Айленд]
— поэт.
Бурлюк родился в семье агронома, ставшего управляющим имения в Херсонской губ.
Проявив в юности интерес к живописи, Бурлюк учился в Казанском (1898-99),
Одесском (1899-1901) художественных училищах, в Мюнхене и с 1907 выставлял свои
картины.
В 1911 Бурлюк поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, там познакомился
с В.Маяковским, на которого оказал сильное влияние. В.Маяковский вспоминал о
начале их знакомства: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук.
Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Прекрасный друг. Мой
действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал много французов и
немцев. Всовывал книги. Ходили и говорили без конца» (Я сам // Маяковский В.
СС. М., 1956. Т.1. С.19-20). Бурлюком, его братом Н.Бурлюком, В.Хлебниковым,
В.Маяковским, В.Каменским, А.Крученых, Б.Лившицем была организована группа
футуристов «Гилея».
Бурлюк считал себя поэтом с 1897, которым было помечено самое раннее его стих.
«Ты богиня средь храма прекрасного...» (опубл. в 1923 // Русский голос.
Нью-Йорк. 1923. 11 мая). Печатать свои стихи Бурлюк начал в 1910 в коллективном
сборнике «Студия импрессионистов», в апреле — первый футуристический альманах
«Садок судей», созданный Бурлюком вместе с В.Хлебниковым и В.Каменским. С этого
времени Бурлюк стал непременным участником многих коллективных сборников
футуристов. В одном только 1913 произведения Бурлюка вошли в книги «Пощечина
общественному вкусу» СПб.), «Требник троих» и «Дохлая луна» М.), «Затычка»
(Херсон). В том же году была опубликована и теоретическая работа Бурлюка
«Галдящие "бенуа" и Новое Русское Национальное искусство (Разговор г.Бурлюка,
г.Бенуа и г.Репина о пародии и подражании)» (1913).
В 1914 вышла книга В.Хлебникова «Творения» со статьями о творчестве
В.Каменского и Бурлюка, тогда же — сборник «Молоко кобылиц» при участии
Бурлюка, В.Хлебникова, В.Маяковского, И.Северянина и др., в 1915 и 1916 —
альманах «Стрелец» (примерно с тем же составом авторов), в 1916 — сборник
стихов «Четыре птицы» (Бурлюк, Г.Золотухин, В.Каменский, В.Хлебников).
Революцию, как и все футуристы, Бурлюк встретил восторженно. Осенью 1917 Бурлюк
вместе с В.Каменским организовал в Москве «Кафе поэтов», просуществовавшее до
апр. 1918. Зимой 1918 подобных заведений в Москве расплодилось множество, но
начинание Бурлюка и Каменского было одним из первых. «В "Кафе поэтов" я
довольно часто бывал, даже как-то выступил»,— вспоминал И.Эренбург и описывал
проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно
напудренный, с лорнеткой в руке и читал: "Мне нравится беременный мужчина..."»
(Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т.1. С.260).
В начале 1918 Бурлюк вместе с Маяковским и Каменским начали выпускать «Газету
футуристов». 15 марта вышел первый, оказавшийся единственным, номер. В газете
были напечатаны стихи Б., Маяковского, большая статья о поэзии И.Северянина,
И.Эренбурга, М.Цветаевой, названная «Братская могила», и «Декрет №1 о
демократизации искусства». Буйство почувствовавших свободу футуристов в полной
мере выразилось в выпущенной ими в 1918 «революционной хрестоматии», названной
«Ржаное слово», где были опубликованы и стихотворения Бурлюка.
В апр. 1918 Бурлюк уехал из Москвы, был на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Чтобы прокормить семью и в целях безопасности, Бурлюк переезжал с места на
место, устраивал выставки, продавал картины, читал лекции, выступал на вечерах
поэзии, продвигаясь все дальше и дальше на восток. Он посетил Златоуст, Уфу,
Челябинск, Екатеринбург. Оказавшись в февр. 1919 в Кургане, Бурлюк выпустил
свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост», затем задержался в столице
«колчаковского государства» — Омске, потом были Томск, Иркутск, Чита и,
наконец, Владивосток и Харбин, где Бурлюк провел почти год.
Бурлюк принял деятельное участие в жизни литературы и искусства на Дальнем
Востоке, печатался во владивостокской газете «Дальневосточное обозрение»,
сотрудничал в других наиболее видных газетах и журналах в качестве поэта и
новеллиста, переиздал в Харбине «Лысеющий хвост». Во Владивостоке Бурлюк вошел
в неформальное содружество литераторов — приверженцев футуризма «Творчество»,
куда входили также Н.Асеев, С.Третьяков, С.Алымов, Н.Чужак и др., а 1 окт. 1920
уехал в Японию, где уже 14 октября открыл выставку русского искусства в Токио,
выступал с лекциями и вскоре выпустил в Иокогаме свою вторую книгу стихов с
собственными иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан» (1921).
Из Японии Бурлюк уехал в Америку и 2 сент. 1922 прибыл в Нью-Йорк.
Дальневосточное путешествие Бурлюк дало ему немало материалов для самых
разнообразных жанров. Еще в Японии он послал в Берлин очерк «Литература и
художество в Сибири и на Дальнем Востоке», опубликованный в журнале «Новая
русская книга» (1922. №2). Друзья Бурлюка по Владивостоку — Н.Асеев,
С.Третьяков и Н.Чужак — поместили его стих. «Сибирь» («Мы ведали "Сибирь"!!!
Кеннана...») в вышедшем в Чите сборнике «Сибирский мотив в поэзии» (1922). Они
же издали в Чите книгу сонетов Бурлюка «Сибирь» (1922). Уже в Америке Бурлюк
написал новеллы «из жизни колчаковщины», объединенные общим заголовком «Записки
простого человека о днях совсем недавних», и опубликовал их в нескольких
номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Японские впечатления
послужили темой сборник рассказов Бурлюка «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и
26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон» (1927).
Нью-Йорк предстал для Бурлюка материализованным образом его футуристических
мечтаний, воплощением его урбанистических устремлений. Бурлюк искренне верил,
что футуризм — это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за
океан Бурлюк сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке
(отдел Всероссийского союза крестьянских писателей) и принял участие в выпуске
альм, этого кружка «В плену небоскребов» (1924), куда поместил несколько своих
стих. В том же году был выпущен еще один альм. («Первый кооперативный сборник»
— «Свирель сабвея») со стихами Бурлюка и подготовленный им сборник «Сегодня
русской поэзии», куда помимо собственных произведений Бурлюка поместил
стихотворения Каменского, Маяковского, Асеева и др. Книгами «Автобиография и
стихи» (1924) и «Бурлюк пожимает руку Вульворту Билдингу» (1924) Бурлюк отметил
25-летие своей художественно-литературной деятельности (1898—1924), а к
20-летию футуризма Бурлюк в 1929 выпустил книгу «Энтелихизм. Теория. Критика.
Стихи. Картины» (1907-30). Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране
приезжавших в Америку в середине 1920-х В.Маяковского и С.Есенина.
В течение 1920-х вышло около 20 книг Бурлюка. Почти все произведения Бурлюка
этого периода представляли собой своего рода коллаж из стихов, рисунков,
теоретических статей, графической поэзии, дневниковых записей, воспоминаний и
тщательно подобранных отзывов критики об авторе. На многих книгах Бурлюка,
изданных в Америке, стоял гриф: «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец
российского футуризма».
В начале 1930-х Бурлюк еще продолжал литературно-издательскую деятельность. Он
выпустил сборник-антологию, посвященную «светлой памяти В.В.Маяковского»,—
«Красная стрела» (1932). В книгу вошли стихи Бурлюка, его рисунки, материалы
для библиографии Бурлюка — литература на русском и других языках. Подготовил и
выпустил Бурлюк, также включив туда свои произведения,
литературно-художественный сборник ассоциации «Русских пролетарских писателей,
художников и артистов в Америке» — «Серп и молот» (1932).
В дальнейшем Бурлюк выступал в основном как художник, и в этом качестве его
судьба сложилась достаточно удачно.
В 1930-60-х состоялось более 30 выставок его картин.
В 1956 и 1965 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Встречавшийся с ним И.Эренбург
так написал в связи с этим: «В Москву приехали американские туристы — Давид
Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным,
благообразным: ни лорнетки, ни "беременного мужчины"» (Эренбург И. Люди, годы,
жизнь. Т. 1. С. 260).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх