AZ-libr.ру

информационный портал





Бурлюк Давид Давидович
[21.07.1882-15.01.1967]

  Другие персоны с фамилией Бурлюк
Другие персоны с именем Давид
Кто родился в этот день 21.07
Кто родился в этот год 1882

       [9(21)7.1882, Херсонская губ.— 15.1.1967, Лонг-Айленд]
       — поэт.
       Бурлюк родился в семье агронома, ставшего управляющим имения в Херсонской губ. Проявив в юности интерес к живописи, Бурлюк учился в Казанском (1898-99), Одесском (1899-1901) художественных училищах, в Мюнхене и с 1907 выставлял свои картины.
       В 1911 Бурлюк поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, там познакомился с В.Маяковским, на которого оказал сильное влияние. В.Маяковский вспоминал о начале их знакомства: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал много французов и немцев. Всовывал книги. Ходили и говорили без конца» (Я сам // Маяковский В. СС. М., 1956. Т.1. С.19-20). Бурлюком, его братом Н.Бурлюком, В.Хлебниковым, В.Маяковским, В.Каменским, А.Крученых, Б.Лившицем была организована группа футуристов «Гилея».
       Бурлюк считал себя поэтом с 1897, которым было помечено самое раннее его стих. «Ты богиня средь храма прекрасного...» (опубл. в 1923 // Русский голос. Нью-Йорк. 1923. 11 мая). Печатать свои стихи Бурлюк начал в 1910 в коллективном сборнике «Студия импрессионистов», в апреле — первый футуристический альманах «Садок судей», созданный Бурлюком вместе с В.Хлебниковым и В.Каменским. С этого времени Бурлюк стал непременным участником многих коллективных сборников футуристов. В одном только 1913 произведения Бурлюка вошли в книги «Пощечина общественному вкусу» СПб.), «Требник троих» и «Дохлая луна» М.), «Затычка» (Херсон). В том же году была опубликована и теоретическая работа Бурлюка «Галдящие "бенуа" и Новое Русское Национальное искусство (Разговор г.Бурлюка, г.Бенуа и г.Репина о пародии и подражании)» (1913).
       В 1914 вышла книга В.Хлебникова «Творения» со статьями о творчестве В.Каменского и Бурлюка, тогда же — сборник «Молоко кобылиц» при участии Бурлюка, В.Хлебникова, В.Маяковского, И.Северянина и др., в 1915 и 1916 — альманах «Стрелец» (примерно с тем же составом авторов), в 1916 — сборник стихов «Четыре птицы» (Бурлюк, Г.Золотухин, В.Каменский, В.Хлебников).
       Революцию, как и все футуристы, Бурлюк встретил восторженно. Осенью 1917 Бурлюк вместе с В.Каменским организовал в Москве «Кафе поэтов», просуществовавшее до апр. 1918. Зимой 1918 подобных заведений в Москве расплодилось множество, но начинание Бурлюка и Каменского было одним из первых. «В "Кафе поэтов" я довольно часто бывал, даже как-то выступил»,— вспоминал И.Эренбург и описывал проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно напудренный, с лорнеткой в руке и читал: "Мне нравится беременный мужчина..."» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т.1. С.260).
       В начале 1918 Бурлюк вместе с Маяковским и Каменским начали выпускать «Газету футуристов». 15 марта вышел первый, оказавшийся единственным, номер. В газете были напечатаны стихи Б., Маяковского, большая статья о поэзии И.Северянина, И.Эренбурга, М.Цветаевой, названная «Братская могила», и «Декрет №1 о демократизации искусства». Буйство почувствовавших свободу футуристов в полной мере выразилось в выпущенной ими в 1918 «революционной хрестоматии», названной «Ржаное слово», где были опубликованы и стихотворения Бурлюка.
       В апр. 1918 Бурлюк уехал из Москвы, был на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Чтобы прокормить семью и в целях безопасности, Бурлюк переезжал с места на место, устраивал выставки, продавал картины, читал лекции, выступал на вечерах поэзии, продвигаясь все дальше и дальше на восток. Он посетил Златоуст, Уфу, Челябинск, Екатеринбург. Оказавшись в февр. 1919 в Кургане, Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост», затем задержался в столице «колчаковского государства» — Омске, потом были Томск, Иркутск, Чита и, наконец, Владивосток и Харбин, где Бурлюк провел почти год.
       Бурлюк принял деятельное участие в жизни литературы и искусства на Дальнем Востоке, печатался во владивостокской газете «Дальневосточное обозрение», сотрудничал в других наиболее видных газетах и журналах в качестве поэта и новеллиста, переиздал в Харбине «Лысеющий хвост». Во Владивостоке Бурлюк вошел в неформальное содружество литераторов — приверженцев футуризма «Творчество», куда входили также Н.Асеев, С.Третьяков, С.Алымов, Н.Чужак и др., а 1 окт. 1920 уехал в Японию, где уже 14 октября открыл выставку русского искусства в Токио, выступал с лекциями и вскоре выпустил в Иокогаме свою вторую книгу стихов с собственными иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан» (1921).
       Из Японии Бурлюк уехал в Америку и 2 сент. 1922 прибыл в Нью-Йорк. Дальневосточное путешествие Бурлюк дало ему немало материалов для самых разнообразных жанров. Еще в Японии он послал в Берлин очерк «Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке», опубликованный в журнале «Новая русская книга» (1922. №2). Друзья Бурлюка по Владивостоку — Н.Асеев, С.Третьяков и Н.Чужак — поместили его стих. «Сибирь» («Мы ведали "Сибирь"!!! Кеннана...») в вышедшем в Чите сборнике «Сибирский мотив в поэзии» (1922). Они же издали в Чите книгу сонетов Бурлюка «Сибирь» (1922). Уже в Америке Бурлюк написал новеллы «из жизни колчаковщины», объединенные общим заголовком «Записки простого человека о днях совсем недавних», и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Японские впечатления послужили темой сборник рассказов Бурлюка «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и 26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон» (1927).
       Нью-Йорк предстал для Бурлюка материализованным образом его футуристических мечтаний, воплощением его урбанистических устремлений. Бурлюк искренне верил, что футуризм — это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за океан Бурлюк сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке (отдел Всероссийского союза крестьянских писателей) и принял участие в выпуске альм, этого кружка «В плену небоскребов» (1924), куда поместил несколько своих стих. В том же году был выпущен еще один альм. («Первый кооперативный сборник» — «Свирель сабвея») со стихами Бурлюка и подготовленный им сборник «Сегодня русской поэзии», куда помимо собственных произведений Бурлюка поместил стихотворения Каменского, Маяковского, Асеева и др. Книгами «Автобиография и стихи» (1924) и «Бурлюк пожимает руку Вульворту Билдингу» (1924) Бурлюк отметил 25-летие своей художественно-литературной деятельности (1898—1924), а к 20-летию футуризма Бурлюк в 1929 выпустил книгу «Энтелихизм. Теория. Критика. Стихи. Картины» (1907-30). Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в Америку в середине 1920-х В.Маяковского и С.Есенина.
       В течение 1920-х вышло около 20 книг Бурлюка. Почти все произведения Бурлюка этого периода представляли собой своего рода коллаж из стихов, рисунков, теоретических статей, графической поэзии, дневниковых записей, воспоминаний и тщательно подобранных отзывов критики об авторе. На многих книгах Бурлюка, изданных в Америке, стоял гриф: «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма».
       В начале 1930-х Бурлюк еще продолжал литературно-издательскую деятельность. Он выпустил сборник-антологию, посвященную «светлой памяти В.В.Маяковского»,— «Красная стрела» (1932). В книгу вошли стихи Бурлюка, его рисунки, материалы для библиографии Бурлюка — литература на русском и других языках. Подготовил и выпустил Бурлюк, также включив туда свои произведения, литературно-художественный сборник ассоциации «Русских пролетарских писателей, художников и артистов в Америке» — «Серп и молот» (1932).
       В дальнейшем Бурлюк выступал в основном как художник, и в этом качестве его судьба сложилась достаточно удачно.
       В 1930-60-х состоялось более 30 выставок его картин.
       В 1956 и 1965 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Встречавшийся с ним И.Эренбург так написал в связи с этим: «В Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным: ни лорнетки, ни "беременного мужчины"» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 1. С. 260).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:31:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"