| 
Булгаков Михаил Петрович  
 | 
| Другие персоны с фамилией Булгаков Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 01.10 Кто родился в этот год 1816 | 
      
- богослов и историк церкви. 
      
Род. в с.Сурково Новооскольского уезда Курской губ. в семье священника. 
      
В 1831 окончил Белгородское духовное училище, затем среднее (философское) и высшее (богословское) отделение Курской семинарии и Киевскую Духовную академию. 
      
В 1841 принял иеромонашество. 
      
В 1842 переведен в С.-Петербургскую Духовную академию на кафедру богословских наук, где преподавал как бакалавр, а потом в качестве экстраординарного и ординарного профессора с возведением в сан архимандрита (1843-1850). 
      
В 1850-1857 - ректор академии. 
      
Назначался затем епископом Тамбовским, Харьковским, архиепископом Литовским и Виленским (с 1868). 
      
С 1879-1882 - митрополит Московский и Коломенский. 
      
Основал в Харькове "Духовный Вестник", редактировал "Христианское чтение". Избран академиком в Императорскую академию наук (1854) по отделению русского языка и словесности. 
      
Умер в с.Черкизово (ныне в черте Москвы). 
      
М. написал сочинение "Рассуждение о возможности метафизики", где отвергаются возражения против метафизики и отстаивается концепция врожденных идей перед лицом эмпирической философии. В Киеве он изучал философию у И.М.Скворцова, И.Г.Михневича, П.С.Авсенева. Среди академических сочинений Макария можно различать историко-философские (о понятии Бога у досократиков, о главных недостатках философии Платона, об эклектизме в раннехристианскую эпоху) и философско-догматические (о возможности различения души и духа, Промысла общего и частного и др.). 
      
Богословскую школу М. проходил в Киевской академии у архимандрита Димитрия (Муратова). Впоследствии М. вносит своеобразие в понимание ряда проблем. В отличие от своего учителя, он привлекает для обоснования божественности христианства не только новозаветный, но и ветхозаветный материал. Значительно обстоятельней очерчивает систему богословских наук - фактически впервые на столь солидном уровне в истории русского богословия. (См.: В.Шохин. "РФ". С.332-333.) Автор 12-томной "Истории русской церкви" и "Православно-догматического богословия" в 5 г. По словам историка русского богословия Г.Флоровского, "большая догматика" Макария "до сих пор остается в употреблении", и хотя этот труд не отличался большой самостоятельностью (да в этом и не было надобности), важно было, что впервые такой богатый и строго обоснованный материал был изложен по-русски в общедоступном виде. И с этой стороны вполне оправдан и понятен восторженный отзыв о Макариевской догматике Иннокентия Херсонского для Академии наук: "богословие этой книгою введено в круг русской литературы".
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх