Брянчанинов Дмитрий Александрович
|
Другие персоны с фамилией Брянчанинов
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 17.02 Кто родился в этот год 1807 |
- богослов, публицист, философ.
Род. в с.Покровское Вологодской губ. Происходил из древнего дворянского рода, восходившего к сподвижнику Дмитрия Донского Михаилу Бренко, по матери - внук поэта А.Ф.Брянчанинова.
До 15 лет воспитывался дома, затем (1822-1826) учился в Главном инженерном училище (о его нравственном влиянии на однокашников рассказывает Н.С.Лесков в "Инженерах-бессеребрениках"), выпущен инженером-прапорщиком.
В 1827 вышел в отставку по болезни. Странствовал по монастырям.
В 1831 принял монашество. В 1834 по указанию Николая I возводится в сан архимандрита и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербургской губ. Там он проводит 23 года, работая также над своими произведениями,
с 1857 - епископ Кавказский и Черноморский (кафедра в Ставрополе).
С 1861 жил "на покое" в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где и умер.
В 1988 Русская Православная Церковь причислила И. к лику святых.
Характеризуя И. как "строгого ревнителя аскетической традиции", Г.В.Флоровский отмечает, что его "Аскетические опыты" "написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ... У Игнатия всегда чувствуется противоборство с мистическими влияниями Александровской эпохи, которые были сильны и в его время. Для него это была прелестная и мнимая духовность, нетрезвая, отравленная гордыней, слишком торопливая, и он не одобрял вовсе чтения инославных мистических книг, в особенности же "Imitation"" ("ПРБ". С.393).
В получившем известность богословском споре И. со святителем Феофаном (о природе духов и ангелов) И. "решительно отвергал всякую возможность что-либо из тварного бытия считать невещественным вполне. Вполне невещественным можно считать только Божество, и не подобает в этом отношении уравнивать или приравнивать тварь и Бога. Ограниченность предполагает известную вещественность, связь с пространством и временем. И, наконец, душа связана и сораспростерта телу, вряд ли можно и самую душу считать совсем не вещественной" (Там же. С.394). В связи с крестьянской реформой И. выступил с "Воззванием" (которое было разослано духовенству), проповедуя смирение с целью сохранить гражданский мир. И. занимался переводами святоотеческой литературы, собиранием и обработкой житийной литературы, издал ряд очерков о монастырях.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх