Брушлинский Андрей Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Брушлинский
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 04.04 Кто родился в этот год 1933 |
- психолог и философ; доктор психологических наук, профессор
Род. в Москве.
Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1956).
В 1956-1972 работал в секторе психологии ИФ АН СССР,
с 1972 по настоящее время - в институте психологии АН СССР: старший, затем ведущий научный сотрудник.
В 1989 избран, в 1995 и в 2000 переизбран директором этого института.
В 1981-1987 - заместитель главного редактора журнала "Вопросы психологии",
с 1988 - главный редактор "Психологического журнала" АН СССР,
с 1991 - член редакционного совета журнала "Soviet Psychology" (ныне - Journal of Russian and East European Psychology. A Journal of Translations. New York).
Кандидатская диссертация - "Исследование направленности мыслительного процесса" (1964).
Докторская диссертация- "Психологический анализ мышления как прогнозирования" (1977).
Брушлинский - лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна, присуждаемой Президиумом РАН. Лауреат премии Президента РФ (1998). Член-корреспондент АН СССР (1990), один из учредителей и академик Российской академии образования (1992), академик Международной академии наук (1994), Международного Совета научного развития (International Council for scientific development), РАЕН (1997), Международной кадровой академии (1997), аккредитованной при Европейской сети национальных центров ЮНЕСКО, член Генеральной ассамблеи Международного союза психологических наук. Ответственный редактор и соавтор сборника "Мышление: процесс, деятельность, общение" (М., 1982), "Субъект и социальная компетентность личности" (1995), "Психологическая наука в России XX века" (М., 1997).
Общее направление научных исследований - психология, философия, кибернетика. Исследует онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, информатикой, физиологией и социологией), проблемы психологии индивидуального и группового субъекта, личности и мышления, психологии развития, педагогической психолоогии и истории психологии. Разработал новый вариант системного подхода - континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики, обобщающий специфическую непрерывность последней в отличие от технических систем и математических структур. На основе этого метода создал теорию субъекта и его социальности, различив социальное и общественное, разработал антитоталитаристскую теорию умственного и нравственного воспитания и развития, проблемного обучения; обобщил принцип детерминизма применительно к социально-историческому развитию человека; разработал теорию внутриутробного возникновения психики человека.
Создал теорию мышления как прогнозирования субъектом вначале неизвестного решения задачи: раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов такого прогнозирования, взаимосвязь сознательного и бессознательного, логического и психол. уровней мышления; открыл новый вид инсайта - немгновенный инсайт; выявил существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратной связи; раскрыл подчиненность диалога мышлению в ходе совместного решения задачи с помощью анализа через синтез. Все эти результаты исследований обобщил в новом варианте диалектической логики, при котором - вопреки К.Попперу и другим - полностью соблюдается логический закон противоречия (но не закон исключенного третьего). Систематически сопоставил субъектно-деятельностный и знаковый подходы в философии и психологии путем соотнесения друг с другой теорий М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Московичи, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и С.Л.Франка.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх