Брукнер Антон
[04.09.1824-11.10.1896]

  Другие персоны с фамилией Брукнер
Другие персоны с именем Антон
Кто родился в этот день 04.09
Кто родился в этот год 1824

       - австрийский композитор. Дед и отец Брукнера были учителями сельской школы. На ходясь с детства среди австрийских крестьян с их патриархальными нравами и религиозными верованиями, участвуя в хоре мальчиков в сельской церкви, Брукнер как музыкант воспитывался в духе традиций культовой музыки и вместе с тем глубоко воспринял народную песню Верхней Австрии. Это сказалось в его последующем творчестве.
       В молодые годы Брукнер работал помощником школьного учителя, служил в различных канцеляриях. Одновременно изучал теорию композиции, много занимался игрой на рояле и органе, и все растущее влечение к музыке заставило его целиком отдаться любимому искусству. Уже в 1840-х гг. он пробует свои силы в композиции и приступает к сочинению мессы и реквиема. С 1845г. работал органистом в монастыре святого Флориана, а в 1856-68гг. соборным органистом в Линце. Периодически (с 1855 до 1861гг.) Брукнер выезжал в Вену, где брал уроки контрапункта у профессора консерватории С.Зехтера. Важную роль в формировании музыкально-эстетических взглядов Брукнера сыграли его занятия с жившим в Линце виолончелистом и дирижером О.Кицлером. К 1865г. относится личное знакомство Брукнера с Р.Вагнером (во время поездки Брукнера в Мюнхен). Состоявшееся тогда исполнение "Тристана и Изольды" Вагнера произвело на Брукнера сильнейшее впечатление.
       В 1868г. Брукнер переехал в Вену, где вскоре стал профессором консерватории по классу органа, гармонии и контрапункта. Брукнер давал также органные концерты в Вене, Париже, Лондоне и имел большой успех как один из лучших импровизаторов на органе. С 1875г. Брукнер читал лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете (в числе слушателей Брукнера - Г.Малер). Будучи безраздельным поклонником Вагнера и посещая байрейтские постановки вагнеровских опер, Брукнер принадлежал к вагнеровскому лагерю музыкальной Вены (в противоположность Брамсу, вокруг которого сплотились противники вагнеровского направления).
       Основной сферой деятельности Брукнер, начиная с середины 60-х гг. и до конца жизни, было симфоническое творчество. Его перу принадлежит 9 симфоний и ряд культовых сочинений. Но именно в симфониях сосредоточены наиболее характерные черты творчества Брукнера. Все его симфонии отличаются известной однотипностью схемы построения, имеющей черты общности с внутренней структурой первых трех частей 9-й симфонии Бетховена. От Бетховена Брукнер воспринял героические философски-возвышенные образы, от Шуберта - песенность и жанровость, связанные с венским музыкальным бытом, а также романтический культ природы. В тематизме симфоний Брукнера, в утонченном и красочном гармоническом языке и в зачастую пышной и колоритной инструментовке заметно сильное влияние Вагнера. Некоторые начальные темы его симфоний напоминают отдельные лейтмотивы фанфарного характера из вагнеровских опер. Проявляются в музыке Брукнера и культовые элементы. Так, в некоторые части своих симфоний он включал католический хорал.
       При грандиозности симфонических концепций Брукнера и выразительности тематического материала его музыка звучит подчас риторично и производит иногда впечатление некоторой расплывчатости формы. Возможно, что в этом причина сравнительно малой ее популярности. Симфонии Брукнера при его жизни долгое время почти не исполнялись. Так, между первым и вторым исполнением его 1-й симфонии прошло 25 лет, 6-я симфония была исполнена спустя 20 лет после ее создания и т.д. Широкую известность как композитор Брукнер приобрел лишь в старости, когда в 1884г. под управлением А.Никиша прозвучало одно из лучших творений Брукнера - его 7-я симфония.
       Симфоническое творчество Брукнера при всех его противоречиях явилось важным этапом развития западноевропейского симфонизма в его позднеромантической стадии. Это обусловлено большой выразительной силой музыкальных образов Брукнера. Наследуя традиции симфонизма венской школы, творчество Брукнера в значительной степени определило пути дальнейшего развития немецко-австрийского симфонизма, вплоть до Густава Малера.
       Соч.: для оркестра - 9 симфоний (1866, 1872, 1873, посвященая Р.Вагнеру, №4 "Романтическая" - 1874, 1877, 1881, 1883, 1887, 1896 - не окончена), увертюра (1863), 2 (ранние) симфонии (1863-64); струнный квинтет (1879), пьесы для фортепиано; реквием (1849), Торжественная месса (1854), 3 мессы, "Те Deum" и др. духовные произведения; песни.
       Лит.: Соллертинский И., Седьмая симфония Брукнера, Л., 1940;
       Раппопорт Л., А.Брукнер, М., 1963;
       Bruckner A., Briefe, Dokumente, Berichte, W., 1953;
       Кuгth E., A.Bruckner, Bd.1-2, B., 1925;
       Auer M., A. Bruckner: sein Leben und Werk, Bd.1-2, Zurich, 1947;
       Maсhabeу A., La vie et l'oeuvre d'A. Bruckner;
       Winterberger H., A. Bruckner, Linz 1964.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:26:44 UTC