Бровкович Александр Иванович
|
Другие персоны с фамилией Бровкович
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 02.12 Кто родился в этот год 1826 |
- богослов и философ.
Род. в с.Высокое Могилевской губ., в семье священника.
Учился в Московской, затем в Петербургской Духовной семинарии.
Закончив в 1850 Петербургскую Духовную академию, принял иночество. Архимандрит (1856).
Ректор Рижской, Саратовской, Полоцкой семинарий.
С 1868 - ректор Казанской Духовной академии.
Епископ Уфимский и Мензелинский (1876),
Херсонский и Одесский (1883),
архиепископ Одесский (1883-1890).
Скончался в Одессе.
Взгляды Н. отражают тенденцию сближения православного богословия с философии на почве рационализации христианской догматики. Используя обширные знания раннехристианской (Ориген, Тертуллиан) литературы и философии (Платон, Кант), Н. создает свою философско-богословскую концепцию бытия. С известной долей условности эту концепцию можно разделить на онтологию, гносеологию и антропологию (3."ИРФ". Т.II. ч.1. С.88-101). Центральная категория онтологии Н. - Абсолютное бытие, понимаемое как сверхчувственное. Абсолютное бытие не только выступает метафизической целью "живого Богосозерцания", но и служит средством опровержения концепций пантеизма и научного материализма (с его тезисом о самосущности бытия). Акт христианского творения рассматривается Н. философски - как самоограничение абсолютного бытия, ведущего к появлению бытия-эйдоса (понятие, близкое к метафизике Флоровского) и индивидуального эмпирического бытия (тень истинно-сущего).
Мысли о творческом создании Космоса сближают метафизику Н. с софиологической идеей космического универсального разума. Гносеология Н. тесно связана с кантовским различением рассудка (практич. сознания) и разума (предчувственное сознание). Высшей формой разума Н. считал "умосозерцание" особого рода - интуицию. Интуиция, по Н., есть предпостижение объективной истины и имеет врожденный характер. С этим связана и основная функция философии, заключающаяся в умопостижении метафизического начала, а наибольшей реальностью обладают те идеи, которые лишены всех элементов чувственности. Н. считал, что наука подготавливает материалы истинному размышлению, в форму облекает их философия, а истинным содержанием наполняет теология (Колубовский Н.Я. Материалы к изучению русской философии // Вопросы философии и психологии. 1891. №8). Философско-православное мировоззрение Н. было несовместимо с концепциями позитивистов (Вундт, Милль, Спенсер); эмпиризм, рационализм и нигилизм ("неоязычество") всегда служили объектом критики для Н.
Антропология Н. опирается на оригинальную идею космичности человека: "Человек - это душа мира, а мир есть тело человека, человеческое разумное сознание есть самоощущение мира" ("Позитивная философия и сверхчувственное бытие". Т.1. С.69). Человека объединяет с планетой всеобщность психической жизни, всеобщая одушевленность природы, считал Н.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх