Бранский Владимир Павлович
|
Другие персоны с фамилией Бранский
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 14.01 Кто родился в этот год 1930 |
- специалист по онтологии, гносеологии и аксиологии, а также по философии науки, истории, культуры и философии искусства; доктор философских наук, профессор
Род. в Свердловске.
Окончил философский (1953) и физический (I960, экстерном) факультеты ЛГУ, философскую аспирантуру этого же университета (1956).
Ассистент, доцент, профессор (с 1975) ЛГУ.
Докторская диссертация- "Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов" (1973).
Бранский - действительный член Академии истории науки и техники.
Работы Бранского содержат следующую концепцию:
1. Атрибутивное понимание материи. Обоснована мысль, что в XX столетии материя как субстанция должна мыслиться как самосогласованная система своих атрибутов (в отличие от традиционного субстратного понимания субстанции).
2. Онтологический негеоцентризм. Вследствие (1) модификация хотя бы одного из атрибутов ведет к модификации всех других; поэтому старая идея Демокрита-Бруно о множественности миров в традиционном естественно-научном смысле (преодоление геоцентризма модусов) обобщается до принципиально новой идеи о множественности миров в онтологическом смысле (преодоление геоцентризма атрибутов).
3. Диалектическая природа научной теории. Теоретическое знание оказывается синтезом двух противоположных видов знания - умозрительного и эмпирического, т.е. таким видом умозрительного знания, которое объясняет известное эмпирическое знание и предсказывает новое эмпирическое знание. Следствием этого является формулировка четырехстадийной закономерности развития научных исследований (эмпирическое, нефундаментальное теоретическое, умозрительное, фундаментальное теоретическое), в отличие от традиционной двухстадийной.
4. Селективная функция философских принципов. Принципы новой фундаментальной теории не выводятся, а выбираются с помощью философских принципов из множества умозрительных конструктов, созданных путем стихийной игры творческого воображения исследователя.
5. Квантовая теория относительности. Впервые профессиональное философское исследование доведено до конкретных и существенно новых физико-математических результатов фундаментального характера. На основе (2), (3), (4) предлагается синтез релятивистских и квантовых принципов (синтез методологий Эйнштейна и Бора) и принципиально новый вариант квантованного пространства-времени. При этом сравнительно просто объясняются многие загадочные явления в физике элементарных частиц (например, причина появления бесконечных величин) и предсказываются новые явления (например, гиперкварки и гиперлептоны), что делает теорию экспериментально проверяемой.
Главная идея, которая пронизывает труды Бранского, - демонстрация практического значения и практической ценности для науки философии и философской науки в частности. Помимо исследований эвристической роли философии в формировании научной теории, Бранский подверг анализу проблему эвристической роли философии в художественном произведении. Итогом многолетней работы в этой области явился фундаментальный труд "Искусство и философия", в котором исследуются основные закономерности художественного творчества и восприятия. В этой книге изложена синергетическая философия культуры и истории, которая получила название синергетического историзма.
Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1) исторический процесс есть социальная самоорганизация, которая представляет собой чередование состояний порядка и хаоса. При этом происходит балансирование социальной системы между простыми и странными аттракторами;
2) движущей силой этого процесса является взаимодействие ("борьба") различных социальных сил, руководствующихся различными социальными идеалами;
3) в ходе этой борьбы относительных (частно-человеческих) идеалов происходит выделение в них инвариантных черт, в результате чего возникает тенденция к формированию и реализации абсолютного (общечеловеческого) идеала (по Бранскому - "Закон дифференциации и интеграции идеалов");
4) эта тенденция ведет, в конечном счете, к движению к глобальному аттрактору (суператтрактору), последний представляет собой синтез абсолютного художеств, произведения, т.е. эстетосферу, включающую в себя ноосферу, но не сводящуюся к ней;
5) понятие суператтрактор дает ключ к решению эсхатологической проблемы (смысл истории заключается в движении к суператтрактору);
6) решение эсхатологической проблемы открывает путь для решения и экзисталогии проблемы (смысл индивидуальной жизни заключается в служении относительному идеалу, а смысл индивидуальной смерти, с точки зрения Бранского,- в служении абсолютному идеалу). Таким образом, концепция синергетического историзма позволяет решить эсхатологическую и экзисталогическую проблемы в рамках последовательного научного мировоззрения, показывая научные основания религиозного мышления и в то же время границы этого мышления (синергетическая философия религии).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх