Богдашевский Дмитрий Иванович
|
Другие персоны с фамилией Богдашевский
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 31.10 Кто родился в этот год 1861 |
- богослов, философ.
Род. в Волынской губ. Сын священника.
Учился в Волынской духовной семинарии. Окончил Киевскую Духовную академию (1886), после чего был оставлен при академии для изучения философии.
С 1887 стал исполнять должность доцент при кафедре истории философии.
С 1890 - доцент.
Магистерская диссертация - "Лжеучители, обличаемые в первом послании апостола Иоанна" (Киев, 1890).
Среди многих направлений, по которым выступал Богдашевский, были проблема Канта и проблема взаимоотношения философии и естествознания. Он высоко ценил концепцию И.Канта, полагая, что "от Канта должно отправляться и поныне всякое философское учение". И.Кант заложил прочное основание такой гносеологии, которая необходима науке и которая вместе с тем придала специфичность философскому знанию.
Богдашевский обращает внимание на нигилистическую тенденцию в отношении философии, распространившуюся среди естественников; да и многие философы, фактически, сами низводят философию до уровня частно-научного знания. Между тем, и философия, и естествознание - специфичные сферы знания. В философии множество проблем, которыми не в состоянии заниматься естественники,- и проблемы теории познания (истина, априорное знание и т.п.), и онтологии (мир в целом, причинность, свобода воли и др.), и ценностных отношений (добра, справедливости, красоты и т.п.).
Естествознание и философия дополняют друг друга; в истории мысли естествознание положительно влияло на философию и философия - на естествознание (и он приводит немало примеров такого воздействия). У них много общего и в методе (индукция, дедукция), и в характере творческого субъекта познания. Если и есть отличия, например в философии больше умозрения, то это тоже говорит скорее за необходимость их взаимодополнения, чем за их противопоставление. "Идеалистическая германская философия с ее попытками априорно строить действительный мир, с ее горделивыми притязаниями на абсолютное знание (и здесь Богдашевский имел в виду прежде всего Шеллинга и Гегеля), немало ответственна в потере многими уважения... к метафизической философии.
Но и естествознание, оторванное от философии, вступившее с нею во вражду, немало, если не больше, теряет. Пусть оно использует небо в его высоте и землю в ее глубине, пусть оно расширяется, накопляет неизмеримый материал знания, но что пользы, если над этим материалом не работает высшая философская мысль,- не просто только сводящая этот материал к единству, но пользующаяся им при разрешении совершенно самостоятельных великих проблем бытия и жизни... Оторванное от философии естествознание не в силах содействовать истинному возвышению, облагорожению духа, какую цель непременно должно иметь знание, а оно может только иссушить наш дух" ("О взаимном отношении философии и естествознания". С.41).
Духовный, идеальный элемент, подчеркивает Богдашевский, в науке необходим; без него нельзя обойтись. Недаром же теперь жалуются на грубый практицизм жизни, на исчезновение возвышенных, идеальных интересов. "Философия и естествознание должны быть не соперниками, тем более не врагами, постоянно борющимися и желающими поразить друг друга, а добрыми друзьями, помогающими друг другу в осуществлении намеченной цели. Не о поглощении философии естествознанием и не о разрыве их должна идти речь, а об их правильном, гармоническом взаимодействии" (Там же).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх