Богораз Натан Менделевич
|
Другие персоны с фамилией Богораз
Другие персоны с именем Натан Кто родился в этот день 27.04 Кто родился в этот год 1865 |
[15(27).4.1865, Овруч Волынской губ.— 10.5.1936, в поезде, на пути из
Ленинграда в Ростов-на-Дону]
— прозаик, поэт, этнограф, фольклорист, языковед, общественный деятель.
До 1885 носил имя Натан Менделевич, имя Владимир получил при переходе из
иудейской веры в православие, отчество Германович — по крестному отцу. Семья
переехала в Таганрог, в 1872 стал учиться в гимназии.
В 1880 окончил гимназию и уехал в Петербург. Был зачислен на естественное
отделение университета, затем учился на юридическом факультете.
В конце 1880 входил в студенческий кружок «Народной воли», которым руководил
А.И.Желябов.
В 1882 за участие в студенческой нелегальной сходке был арестован, исключен из
университета и выслан в Ростов-на-Дону, а затем в Таганрог. Там включился в
революционную работу и в 1883 был снова арестован, затем опять выслан.
В 1885 вошел в состав руководящего центра южнорусской народовольческой
организации. После ареста в 1885 более полутора лет провел в одиночном
заключении в Петропавловской крепости в Петербурге, затем был выслан в Сибирь
на 10 лет.
На Колыме Богораз записал том былин киевского цикла, много сказок, песен,
пословиц, поговорок. В течение 3 лет участвовал в научно-исследовательской
экспедиции, странствовал по стойбищам чукчей, научился говорить по-чукотски,
по-ламутски, по-эскимосски, делал записи фольклорных произведений на языках
исполнителей. Порой в тундре, когда чернила замерзали на морозе, писать
приходилось оленьей кровью.
В 1896 рассказ «Кривоногий» был опубликован в журнале «РБ» за подписью —
Н.А.Тан (псевдоним по имени автора — Натан). Так Богораз стал одним из первых
писателей, взявшихся за разработку чукотской темы.
Книга «Чукотских рассказов» (1899) Богораза привлекла внимание А.Чехова,
М.Горького, В.Короленко (рассказ Короленко «Сон Макара» во многом определил
направление и идейное содержание раннего творчества Богораза). «Чукотские
рассказы» выявляют пристальный интерес автора к этнографии и фольклору,
стремление правдиво показать образ жизни и психологию коренных обитателей
Чукотки. В ходе работы над «Чукотскими рассказами» складывалась новая книга о
ссыльных в Сибири — «Колымские рассказы». Были написаны также повести
«Развязка» (1896) и «На каменном мысу» (1898).
В янв. 1899 Богораз вернулся из ссылки в Петербург. Стал сотрудником журналов
«Начало» и «Жизнь», выступил там прежде всего как поэт, опубликовав
стихотворения «А.С.Пушкину», «Моя муза», «Судьба» и др.
В 1899 был опубликован его «Краткий очерк об исследовании чукчей Колымского
края». В сибирских произведениях Богораза обнаружились тяготение к очерковой
манере повествования, своеобразное жанровое соединение рассказа и очерка,
органическое соединение научного опыта с мироощущением поэта-романтика. Автору
интересно, насколько тесна связь индивидуального сознания с традициями, как
именно в индивидуальном проявляется народная память. Впервые в литературе в
творчестве Богораза, как и в творчестве его современника В.Серошевского, люди
Дальнего Севера были изображены психологически правдиво, художественно
реалистично и убедительно. Литературная работа Богораза на рубеже XX в. стала
заметной вехой на пути развития интернациональной темы в русской литературе.
В 1899 Богораз принял участие в совместной русско-американской
Северо-Тихоокеанской экспедиции, путешествовал по Камчатке и Чукотке,
обследовал много селений, собрал богатый материал, который был опубликован на
английском языке в 4 томах и поставил Богораза в ряд крупнейших этнографов
мира. Путь на Тихий океан лежал через Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк; на
зарубежном материале и материале поездок по северным и дальневосточным землям
России Б. написал очерковые произведения «Золотые утки» (1900), «На севере
дальнем», «В Японии» (1901).
В 1903-04 Богораз путешествовал также по Франции и Италии, издал очерки «В
Италии» (1904). Для историка литературы непреходящий и принципиальный интерес
сохраняет феномен сочетания в лице Богораза ученого-этнографа и фольклориста и
наблюдательного и эмоционального художника.
В 1902 в Нью-Йорке Богораз написал этнографический роман из древней жизни
«Восемь племен». Теме «русские в Америке» посвящены повесть «Авдотья и Ривка»
(1902), рассказ «Елка в Нью-Йорке» (1903), явно сохраняющие и ныне свою
злободневность. Романтик по складу души и мировоззрения, Богораз не мог
примириться с практицизмом американской действительности. В разлуке с родиной
усилилась тяга к идеям народничества, укрепилась связь с традициями русской
литры, например с творчеством А.С.Пушкина, который с горечью гуманиста писал о
трагедии аборигенов Северной Америки и выражал опасение, что «остатки древних
обитателей Америки скоро совершенно истребятся» (Пушкин А.С. ПСС. М.; Л., 1949.
Т.12. С.104). Русских не радуют меркантилизм и эгоистическая разобщенность
американцев, русский слесарь в рассказе «Елка в Нью-Йорке» говорит так: «Машины
здесь есть, а людей нету...» (СС. Т.5. С.195). В романе «За океаном» — также
мотив духовной нищеты, бездуховности жизни. Позднее в статье «Что такое
американская свобода?» Богораз обличал ханжество и лицемерие, особенно
характерное для буржуазного общества, утверждал, что истинным властелином жизни
в буржуазной Америке является денежный мешок, а под покровом мнимой демократии
процветает денежная псевдоаристократия.
Вернувшись на родину, активно включился в работу I съезда российских
журналистов. Побывал в Ясной Поляне у Л.Н.Толстого уже как автор вышедших в
1903 очерков «Духоборы в Канаде», посвященных русским правдоискателям, которые,
вдохновясь учением Л.Н.Толстого, переселились в Канаду, чтобы создать там
идеальное общество.
В 1905 вошел в центральное бюро Всероссийского крестьянского союза, входил
также в Московский центральный забастовочный комитет, был арестован и посажен в
тюрьму. Всего же с 1905 по 1917 привлекался к суду около 20 раз.
Годы 1905-10 особенно плодотворны: 1905 — очерковая книга «Новое крестьянство»
(запрещена цензурой); 1906 — повесть «Дни свободы» (также запрещена), книга «На
тракту» — повесть из жизни петербургских рабочих. Совершенствуется мастерство
публициста, углубляется проблематика, постоянно расширяется тематика
творчества; 1907 — сборник «Красное и черное», здесь находим репортаж, путевой
очерк; очерково-публицистическое повествование о деревне «Мужики в
Государственной Думе» — о том, что лучшие избранники крестьянства оправдали
возложенные на них надежды; статья о совр. литературе «Речи живые и мертвые»;
1908 — книга о послереволюционной стране «Передвинутые души» явилась
результатом большой поездки по России, по Волге и Кавказу; в 1908-09 были
изданы «Очерки полярной охоты» и «охотничьи рассказы» («На лося»,
«Царь-медведь») и др. В 1909 написан роман о доисторических временах «Жертвы
дракона», в 1908-10 — серия нравоописательных очерков на петербургские темы, из
них составилась очерковая книга «Кругом Петербурга». Продолжается работа в
области поэзии; в 1905 выходит 3-е издание «Стихотворений», в 1910 — их 4-е
изд. В 1910-11 в Петербурге было издано СС в 10 томах (первое собрание очерков
и рассказов вышло в 1904).
Во время Первой мировой войны выехал на фронт как начальник санитарного отряда
Союза городов, был на Карпатах, в Польше, Венгрии, печатал корреспонденции в
газете «Биржевые ведомости».
С 1918 возобновляет работу в Музее антропологии и этнографии, работает
председателем Петроградского филиала Комитета Севера. Дни и годы напряженнейшей
и плодотворнейшей научно-общественной работы — создает алфавит и грамматику
чукотского языка, преподает в Географическом институте, в институте народов
Севера, в Петроградском университете; его аудитории, как свидетельствуют
современники, всегда переполнены.
Новаторски изучает современную русскую деревню, издает книги «Старый и новый
быт деревни» (1924), «Революция в деревне» (1924) и др. (всего в 1924-26 было
подготовлено 8 сборников работ по данной теме). Работает членом редколлегий
журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор», печатает там статьи, а
в ежемесячнике «Россия» — путевые очерки о Западной Европе и Америке. Принимает
участие в международных этнографических конгрессах. Пишет и о худож. литературе
— о произведениях А.Кожевникова, Н.Вагнера, М.Езерского и др. Участвует в
подготовке СС Г.Уэллса — перевод, редактирование, две вводные статьи. Помимо
Уэллса переводил произведения польской писательницы М.Конопницкой. Научная
деятельность характеризуется созданием таких значительных работ, как «Народная
литература палеоазиатов» (1919), «Новая Индия и Рабиндранат Тагор» (1922),
«Основные типы фольклора северной Евразии и Северной Америки» (1937).
В 1928-29 издано СС в 4 томах, в 1931 — «Колымские рассказы», в 1932 — «USA.
Люди и нравы Америки». В художественном творчестве Б. продолжается разработка
нового типа эпического повествования, сочетающего художественность, научный
этнографизм и социальную направленность. Когда-то писали о Чукотке так: «Это
особая планета, даже менее зависимая от земли, чем луна, совершенно чуждая ей
глыба льда, брошенная в безвоздушном пространстве и застывшая без движения над
бездной, где всякая случайная жизнь замерзает и задыхается» (Кулешова Н.В.—
С.42). Как же радостно было писателю-гуманисту видеть, что народы севера Сибири
и Чукотки за 20 лет сумели пережить то, на что другим народам понадобились
века, если не тысячелетия. Чукотке, раздумьям о ее прошлом и настоящем
посвящены новые романы Богораза «Союз молодых» (1927-28) и «Воскресшее племя»
(1935). Стремясь помочь развитию культуры ставшего родным северо-восточного
края, Богораз в 1934 публикует научную грамматику чукотского язяка.
Повидав многие страны, писатель утвердился в патриотической приверженности к
своей многонациональной родине — России. Он признавался в письме из Нью-Йорка:
«Совсем не могу жить вне России» (ЦГАЛИ. Ф.42. Ед.хр. 117. Л.2). Известный
критик А.Горнфельд назвал Богораза колумбом новых миров, но он был не только
открывателем новых миров на карте России, но и их целеустремленным
просветителем. Как событие в истории российской, да и общечеловеческой культуры
может быть оценена первая в истории книга на чукотском языке — ею был букварь
Богораза «Красная грамота» (1932). Богораз постоянно продолжал расширять свой
тематический кругозор. Как приветствие космическому будущему России и
человечества звучат его фантастический роман «Завоеватели Вселенной»,
оставшийся, к сожалению, незавершенным, и повесть «Крылоносный Икар», в которой
тяга к романтическому выразилась в характерном для автора прославлении
героического начала, героического подвига.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх