Блонский Павел Петрович
[26.05.1884-15.02.1941]

  Другие персоны с фамилией Блонский
Другие персоны с именем Павел
Кто родился в этот день 26.05
Кто родился в этот год 1884

       - историк философии, педагог, психологии.
       Род. в Киеве.
       В 1907 окончил историко-филологический факультет Киевского университета.
       В студенческие годы участвовал в революционном движении. Вступил в партию социалистов-революционеров, неоднократно арестовывался и подвергался тюремному заключению.
       С 1913 - приват-доцент педагогики и психологии Московского университета, а также на Высших женских курсах и в университете Шанявского.
       После революции 1917 отошел от эсеров, встал на сторону Советской власти. Преподавал в 1-м и 2-м МГУ, а также в Московском педагогическом институте. Один из инициаторов создания Академии социалистического воспитания в Москве (1919), первый ее преподаватель и профессор (до 1931).
       В 1922 был также одним из инициаторов и сооснователей Русского психоаналитического общества.
       В 20-х гг.- один из признанных лидеров отечественной педологии.
       В 1930-1941 - заведующий лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии.
       С 1935 - доктор педагогических наук.
       В первый период своей научной деятельности исследование философских концепций Беркли, Гартмана, Плотина. До сих пор одной из лучших работ по философии Плотина остается труд Блонского (1918).
       Блонский раскрывает теоретические истоки учения Плотина - пифагореизм и платонизм. Дает широкую картину эллинской философии, устанавливая аналогии с эпикурейской, стоической, гностической школами, характеризует александрийскую школу и взгляды основателя неоплатонической школы Аммония Саккоса, учеником которого и является Плотин.
       Блонский считает основным тезисом Плотина тезис об уме "как сущем" (в отличие от предшественников, считавших, что "сущее - это ум", т.е. что ум атрибутивен, а не субстанционален).
       Блонский раскрывает образный характер плотиновских категорий "ум", "красота", "добро", подчеркивает орфическую и гностическую природу взглядов Плотина на этические нормы, исследует значение доктрины "истечения энергии" для учения о прекрасном. Разбирая связь философии Плотина с пифагорейской "теорией чисел" и с гностической космогонией, Б. оценивает как метафизическое его учение о материи ("вечно-потенциальное существование"), "демонологии", причинности и времени.
       В целом же Блонский был убежден, что критиковать философа 3 в. в наше время - нелепо, и задача философско-исторического анализа состоит не в критике, а в исследовании преемственности взглядов.
       Блонский изучает также позитивистскую и неопозитивистскую философию. Диалектико-материалистическую философию в этот период он объединяет с позитивизмом под названием "научная философия", которая, в свою очередь, представляется Блонскому "пройденным путем". Интуитивизм и особенно прагматизм трактуются как предпосылки следующего этапа в развитии "научной философии".
       Блонский критиковал попытки сведения марксизма к кантианству, а диалектической философии - к метафизике. Обосновывал отличие созерцательности материалистической антропологии Фейербаха от революционной антропологии Маркса.
       В социологии Блонский принимал категорию "общественный класс", но категорию "производительные силы" считал надуманной.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:17:20 UTC