Блок Александр Александрович
[28.11.1880-07.08.1921]

  Другие персоны с фамилией Блок
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 28.11
Кто родился в этот год 1880

       - поэт, драматург, публицист, переводчик.
       Род. в Петербурге в семье юриста. Детство провел в семье деда с материнской стороны - известного ученого-ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета, и навсегда сохранил связь с высоким "идеализмом" семьи Бекетовых.
       По окончании гимназии (1899) поступил на юридический факультет Петербургского университета, но в 1901, вследствие бурно возросшего интереса к идеалистической философии (Платон) и философско-мистической лирике (Вл.С.Соловьев), перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 по славяно-русскому отделению.
       Философские идеи Соловьева о Вечной Женственности как гармонии красоты и добра нашли свое отражение в поэтическом творчества Блока "Стихи о Прекрасной Даме" ввели его в круг символистов, выдвигавших на первый план интуитивное начало в гносеологии и рассматривавших поэзию как особую форму познания. Уже с начала 1900-х гг. Блок выступал с критическими и публицистическими статьями.
       Революция 1905, по словам Блока, ускорила его отход от "мальчишеской мистики". Блок был в числе тех интеллигентов, кто принял Октябрьскую революцию, считая ее очищающей силой, выявляющей сущностные бытийные ценности, воплощенные в культуре, ведущие к неведомым, но прекрасным далям, влечет человечество "на братский путь труда и мира".
       Блок работал в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, в издательстве "Всемирная литература", был членом Вольной философской ассоциации, с лета 1920 - председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
       Однако 1920-1921 по ряду личных и общественных причин характеризуются наступлением глубокой депрессии, трагизмом мироощущения, разладом с действительностью.
       В апреле 1921 Блок заболевает воспалением сердечных клапанов и в августе умирает. Похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде, в 1944 прах перенесен на Волково кладбище.
       На первый план в творчестве Блок выдвигалась социально-философская тема; в публицистических работах поднимались проблемы взаимоотношения народа и интеллигенции, России и Запада, истории культуры, прогресса, назначения художника. Во многих своих лирических произведениях (цикл "На поле Куликовом", поэмы: "Песня судьбы", "Возмездие" и др.) Блок пытается осмыслить коренные проблемы бытия, а такие стихотворения, как "Миры летят. Года летят. Пустая..." (1912), "Авиатор" (1910-1912), "Есть игра..." (1913) и др. являются не только образцами философской лирики, но и частью теории Русского космизма.
       Взгляды Блок на сущность культуры сочетают в себе традиции гуманистического рационализма с мистико-эсхатологическими тенденциями, источником которого для Блок были труды Вл.Соловьева. Понятие культуры - одно из ключевых в воззрениях Блок на сущность истории, цивилизации, бытия в целом и смысла человеческого существования. История мыслилась как арена борьбы между стихией и цивилизацией, а культура как выявление и демонстрация этой подспудной борьбы. В онтологическом аспекте культура у Блока трактовалась как очеловеченное инобытие изначального хаоса: "Хаос есть первобытное, стихийное безначалие; космос - устроенная гармония, культура; из хаоса рождается космос; стихия таит в себе семена культуры; из безначалия создается гармония" ("О назначении поэта". 1921). Единство стихийного и мистического, осмысленное как реальность "...дает смысл жизни, миру, искусству" ("О современном состоянии русского символизма". 1910). Б. утверждал неуничтожимость культуры и считал, что "жизнь... жестоко уничтожит все то, что... не озарено духом истинной культуры" ("Крушение гуманизма". 1919).
       Говоря о традиционной для русской культуры оппозиции "народ - интеллигенция", Блок подчеркивает единство народной жизни и народного духа, в интеллигенции же видит конгломерат обособленных несогласованных индивидуальных воль.
       Однако в 1910-х годах и после 1917 Блок утверждает идею глубинного духовного единства народа и интеллигенции перед лицом катастрофичности мира ("Интеллигенция и революция". 1918 и др.) - Русская культура будущего, по Блок, должна стать органическим синтезом национального и общечеловеческого, индивидуально-творческого и стихийного.
       Творчество Блока отличается глубоким единством, органичностью и напряженным динамизмом развития. Наиболее устойчивая черта блоковской "картины мира" - романтическое "двоемирие", убеждение в том, что все происходящее на земле - отображение случившегося в "мирах иных". Оно определяет символический характер творчества Блока, где каждое слово, образ, поэтическая ситуация, сюжет и т.д. одновременно отнесены к реальному, житейскому, сиюминутному - и к духовному, идеальному, вечному. Отсюда и своеобразный символический "мифологизм" Блока: поэтическое слово, как зерно, заключает в себе огромное количество свернутых сюжетов, реализованных в его собственном творчестве либо восходящих к мировой культуре. Сам Блок интерпретировал свое творчество как единую огромную "лирическую трилогию" - путь "Я" от изначальной гармонии к хаосу и трагизму реальности, а затем к великому подвигу борьбы за освобождение Красоты (Родины, женщины, всего страдающего и гибнущего) и к сотворению Новой жизни и России. (В данной ст. использован материал: З.Г.Минц. "БСРП". Т.1. С.277-283; Л.А.Сугай. "РФС". С.50-51; Е.П.Беренштейн. "Культурология. XX век". Т.1. С.78-80.)

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:17:16 UTC