Бердников Яков Павлович
|
Другие персоны с фамилией Бердников
Другие персоны с именем Яков Кто родился в этот год 1908 |
[10.1899, с. Вановье Тамбовской губ.— 5.3.1940, Москва]
— поэт.
Родился в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе, но не окончил
ее. С 11 лет начал трудовую деятельность «мальчиком» в сельской пекарне.
В 1902 вместе с родителями приехал в Петербург. После долгих скитаний по
заводам и фабрикам города приобрел профессию токаря. «1905 год,— сообщает
Бердников в автобиографии,— метнул меня в бурный водоворот восстания
ленинградских рабочих, и за вывоз на тачках мастеров и распространение
прокламаций РСДРП я был в 1908 г. выслан на родину» (Автобиография. С.74).
Вернувшись из ссылки в Петербург, работал на Путиловском заводе токарем.
Участие в революционном рабочем движении послужило толчком к творчеству.
Бердников принадлежит к поколению пролетарских поэтов (М.Герасимов, В.Кириллов,
В.Александровский, В.Казин, И.Садофьев и др.), которое получило свое оформление
в 1912-14 — в пору предвоенного подъема рабочего движения, было воспитано
«Звездой», «Правдой» и представляло позднее поэзию Пролеткульта и «Кузницы».
Самые ранние стихи Бердникова распространялись устно и в списках среди рабочих.
Первым печатным выступлением Бердникова было стихотворение «Завод» («Промчалась
буря с тучей громовою...»), опубликованное в 1909 в журнале «Весна». Бердников
печатал свои стихи в большевистских газетах «Звезда» («К свободе», 1912),
«Правда» («Моему сыну», 1912); в издании «Новый год» («Пронеслась пора
глухая...», 1913); «Гимн труду» («Как призрак промчались пасхальные дни...»,
1913), а также в «Трудовой правде», «Полночи», «Вестнике приказчика»,
«Всемирной панораме» и др. Стихотворение Бердникова «Шуми, вагранка, дуй
сильней...» (отрывок из поэмы «Литейщики», 1914), опубликованное в журнале
«Рабочий», стало известной рабочей песней.
В ранних стихах Бердникова преобладает тема труда. Нередко она перерастала в
тему стихийного протеста против социальной несправедливости. Стихи, написанные
как отклик на события Октябрьской революции и опубликованные на страницах
газеты «Правда», проникнуты пафосом освобождения, радостно-восторженного
восприятия мира.
В 1917 в Петрограде выходит первый сборник Бердникова «Сонет рабочего»,
одобрительно встреченный критикой (см. рец.: Н.К. // Красная газета. 1918. 8
мая. Вечерний вып.). Второй сборник стихов Бердникова «Цветы сердца» вышел в
1919 и в течение одного года выдержал 6 изданий.
После Октябрьской революции Бердников активно сотрудничал в петроградских
газетах и журналах («Красная газета», «Северная коммуна», «Грядущее», «Пламя»,
«Красная колокольня»).
В 1919-20 Бердников часто выступал в газете 7-й армии «Боевая правда» и других
военных изданиях: «Красный командир», «Красный флот», позднее — в журналах
«Кузница», «Рабочем журнале». Бердников писал не только о рабочей жизни и
современных буднях. Его волновала тема Руси деревенской.
В 1921 выходит третий сборник стихов Бердникова «Пришествие», где главной стала
тема «смычки» города и деревни. Социально-политическая лексика в книге
перемежается с религиозно-мифологической. Бердников восклицает, что пришел в
деревню «не с елейным чудом», а переплавлять «угарно-дымные лачуги» в
вагранках, обещая воздвигнуть счастья алтари. Наступает конец сонному и
древнему царству, двери изб открываются в «простор», кормилец-плуг перепахивает
вековечную целину, «взрывает полей равнины».
В 1920-е Бердников вместе с И.И.Садофьевым, А.П.Крайским и др. петроградскими
поэтами был активным участником литературной группы «Космист». Отдельным
изданием вышли его поэмы «В неволе» (1922), «Ерема» (1923), «Пути-дороги»
(1925). Совместно с Крайским Бердников выпустил сборник «Серп и молот» (1925).
Рабоче-крестьянская тематика в поэзии Бердникова разрабатывалась в русле как
классической традиции, так и поэтических новации эпохи. Рядом с заводами,
вагранками, космическими и библейскими образами в его стихах соседствуют
«дивные грезы», «чарующие дали». Поэтические средства из арсенала романтиков и
символистов Бердников нередко превращал в штампы, прибегая к подражательности и
в ритме, и в интонации, и в инструментовке стиха. В лучших своих стихах, где
ощутимо песенное начало, сумел освободиться от подражательности и
пролеткультовского флера и найти свою собственную интонацию.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх