Белозёров Тимофей Максимович
|
Другие персоны с фамилией Белозёров
Другие персоны с именем Тимофей Кто родился в этот день 23.12 Кто родился в этот год 1929 |
[23.12. 1929, с. Камыши Куртамышского р-на Курганской обл.— 15.2.1986, Омск]
— детский поэт.
Родился в многодетной крестьянской семье, в 5-летнем возрасте лишился матери. В
годы коллективизации семья подверглась репрессиям. Отец был арестован,
впоследствии реабилитирован. После освобождения отец с младшим сыном Тимофеем
переехал сначала в Усть-Каменогорск и Лениногорск, затем в Омскую обл. В
с.Старо-Карасук Омской обл. Белозёров закончил 7-летнюю школу. Очень хотел
учиться, но продолжать образование не было возможности. Чтобы заработать
средства к существованию, был столяром, рабочим по очистке железнодорожных
путей, лесозаготовителем по найму.
С 1948 по 1952 учился в Омском речном училище, затем работал мастером на
судоремонтных заводах в Барнауле, Омске. Первая публикация стихов — в журнале
«Алтай» (1954).
В 1957 издает в Омском книжном издательстве первый сб. стихов для детей «На
нашей реке». Тема сибирской природы, труда, связанного с ее освоением, стала
основной в творчестве Белозёрова, давая ему возможность быть одинаково внятным
и для детей, и для взрослых.
С 1957 по 1963 учился на заочном отделении Литературного института им.
Горького, в 1962 стал членом СП СССР. После окончания Литературного института
занимается литературным творчеством, сочетая его с широкой общественной
деятельностью: с 1965 по 1967 был депутатом Омского горсовета, с 1967 по 1970 —
уполномоченный Литфонда СССР по Омской области, в течение многих лет он член
бюро Омской писательской организации.
В дек. 1980 участвовал в работе V съезда писателей РСФСР. Наиболее важными для
себя занятиями считал общение с детьми, с творческой молодежью. Будучи
редактором детских и литературных передач на Омской студии телевидения, а также
литературным консультантом при областной газете «Омская правда», вел семинары с
начинающими поэтами — детьми и взрослыми, о которых последние вспоминают с
глубокой благодарностью. Постоянными были выступления в школах, пионерских
лагерях, детских домах, дворцах пионеров. Своим пониманием детства, детской
психологии Белозёров делился с будущими педагогами — студентами педучилищ,
пединститута.
Творческий путь Белозёрова можно разделить на два периода: 2-я половина 1950-х
— 1960-е и 1970-80-е. 1960-е были для поэта периодом интенсивных творческих
исканий: от ученичества и подражания (К.Чуковскому, С.Михалкову, А.Барто — в
детской поэзии) — к обретению собственной стилевой манеры в диалоге с близким
ему почвенным направлением русской поэзии, где особенно значимыми для Б.
именами были И.Суриков, И.Никитин, И.Бунин, С.Есенин, а среди современников —
те, кого критики отнесли к лагерю «тихих» (В.Соколов, Н.Рубцов и др. )
Дидактическое начало, проявившееся в первых сборниках поэта («Весна», 1958;
«Моим друзьям», 1963), очень быстро было осознано Белозёровым как чужеродное
для его нравственно-эстетической позиции. Для умного поучения, так необходимого
детству, были найдены иные худож. способы выражения — использован опыт,
фольклор.
В сборниках 1960-х («Огородный Подрастай», 1962; «Таежный светофор», 1968;
«Орешки», 1968 и др.), помимо жанровых и пейзажных зарисовок, были включены
жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки,
загадки, бесконечки, небылицы и т.д., к которым в дальнейшем поэт обращался
неоднократно. Возможности развития детской наблюдательности, воображения поэт
реализовал в игре со словами и понятиями, в звуковых повторах, ассоциациях, в
неожиданных сравнениях и метафорах. Однако игровое начало не стало ведущим в
его лирике, настоянной, прежде всего, на достоверной правде обыденного.
Метафора, сравнение у Белозёрова, даже самое необычное, «не сближение
далековатостей» (О.Седакова), а сопоставление двух жизненных наблюдений,
поражающих реальностью сходства: «В станок из бревен, в землю врытых, / Пастух
заводит жеребца. / И, как воробушек, копыто / Дрожит в руке у кузнеца»
(«Кузнец»); «День прошумел сухим горячим сеном / Меж пальцев грабель, / Меж
трезубца вил» («Вечер»).
В 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Белозёрова становится лаконичная
пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Белозёрова «к акварельному
эскизу, миниатюре, наброску» (С.Поварцов), вбирающим темы сибирской природы,
малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным
бытовым укладом, крестьянским трудом. В центральных издательствах «Детская
литература», «Малыш», а также в различных региональных издательствах страны
(Новосибирске, Омске, Свердловске, Барнауле, Алма-Ате, Перми и др.) выходят
лучшие стихотворные сборник поэта («Кладовая ветра», 1970; «Зимушка-зима»,
1974; «Волшебный посошок», 1977; «Жаворонок», 1978; «Журавкин праздник», 1980;
«Лебедушка», 1986, и др.), получившие высокую оценку критиков и читателей.
Всего поэтом было издано при жизни 54 книги, подборки его стихотворений,
рассказов, сказок регулярно печатались в журналах «Огонек», «Урал», «Нева»,
«Сибирские огни», «Простор», «Земля сибирская, дальневосточная», «Сибирские
огни», «Пионер», «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Книга «Журавкин
праздник» экспонировалась в 1981 на Международной книжной ярмарке в Москве и
была удостоена диплома 2-й степени. Стихотворения Белозёрова вошли в
хрестоматии для детского чтения, серийные издания. Ряд стихотворений Белозёрова
положен на музыку омским композитором Г.Пантюковым.
О творчестве Белозёров высоко отзывались многие известные детские поэты,
писатели: Е.Благинина, Ю.Коринец, С.Баруздин, А.Барто, И.Токмакова, Я.Аким,
В.Берестов и др., отмечая некую «пограничность» мироощущения сибирского поэта,
которая проявилась в органическом сочетании детскости видения мира,
обеспеченной живой, памятью детства, с зоркостью и наблюдательностью, глубоким
знанием реального мира, что и определяет своеобразие творчества Белозёрова,
занявшего нишу между «взрослой» и детской поэзией.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх