Бекбосынова Жанна Боранбаевна
|
Другие персоны с фамилией Бекбосынова
Другие персоны с именем Жанна Кто родился в этот день 21.09 Кто родился в этот год 1948 |
- казахский философ, специалист в области диалектики и теории познания; доктор философских наук, профессор
Род. в пос.Атасу Жана-Аркинского р-на Карагандинской обл.
Окончила Казахский государственный женский педагогический институт, филологический факультет (1970), отделение философского университета марксизма-ленинизма (1973), аспирант при кафедре философии естественных факультетов Казахского государственного университета (1976), докторантуру при ИФ РАН (1990-1992).
С 1974 по настоящее время работает в Казахском государственном медицинском университете: сначала ассистентом, затем старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедрой обществ, дисциплин.
Кандидатская диссертация - "Роль языка как системы знаков в процессе познания" (1982).
Докторская диссертация - "Проблема интерпретации и понимания в культурно-исторической коммуникации" (1993).
Основные труды посвящены герменевтической проблематике, историко-философскому, эпистемологическому и культурологическому осмыслению формирования и становления герменевтической философии, анализу понятий "понимание", "интерпретация", "оценка", "объяснение", "смысл", "значение", "диалог", "коммуникация".
Основные идеи сводятся к следующим положениям: интерпретация - исходная основа, предпосылка понимания, творческий элемент в понимании; объектом интерпретации и понимания является текст, который рассматривается как продукт истории, материализованное выражение культуры, форма существования объективированных мыслей и идей; интерпретационная деятельность связана с субъективно-оценочным истолкованием текста, выявлением как его общего смысла, так и подтекста, сотворчества с автором; задача интерпретации - открытие-раскрытие неповторимости и исторической самозначимости текста; понимание является одновременно актом придания, приписывания смысла и актом постижения, раскрытия смысла, объективированного в тексте; понимание связано с умением проникать в глубь языковых структур, выделять глубинные пласты смысла, выявление которых требует анализа, перехода от одного уровня понимания к другим, от значенческого к смысловому пониманию, совпадению личностных смыслов; понимание имманентно познавательной деятельности человека является средством его систематизации и развития, критического пересмотра и углубления; понимание - коммуникативно-информационный акт, диалог интерпретанта и автора посредством текста; способом постижения др. сознания и своего "Я" является диалог; понимание и объяснение, являясь моментами единого познавательного процесса, диалектически взаимосвязаны и имеют как черты сходства, так и различия.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх