Безыменский Александр Ильич
[19.01.1898-29.06.1973]

  Другие персоны с фамилией Безыменский
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 19.01
Кто родился в этот год 1898

       [7(19).1.1898, Житомир — 29.6.1973, Москва]
       — поэт.
       Родился в семье торгового служащего, семья переехала в г.Владимир, там Безыменский окончил гимназию и поступил в Киевский коммерческий институт.
       В 1917 при Временном правительстве был мобилизован и направлен в Петергофскую школу прапорщиков. После Октябрьской революции участвует в организации Владимирского союза коммунистической молодежи, редактирует газету «Борьба и труд», журнал «Вестник Интернационала». Печататься начал в 1918, опубликовал стихотворение «Революция» в нижегородской газете «Интернационал». В автобиографии вспоминал: «...еще большее впечатление, чем первые напечатанные строки, произвело на меня то обстоятельство, что молодежные колонны ноябрьской демонстрации 1918 в г.Владимире пели «Юношескую марсельезу», сочиненную мной, и скандировали мои стихотворные лозунги» (Советские писатели. Автобиографии: в 2 т. М., 1959. Т.1. С.144).
       В 1918 делегирован на I съезд комсомола в Москве, там был избран членом ЦК РКСМ.
       В 1919 переведен в Казань, преподавал в Казанском военно-инженерном техникуме.
       В начале 1921 по вызову ЦК РКСМ приезжает в Москву и работает редактором центральной комсомольской газете «Красная молодежь». Стихи, корреспонденции, очерки печатаются в периодике Владимира и Казани. В Казани выходит и первая книга стихов Безыменского «Октябрьские зори» (1920). Вторая книга стихов «К солнцу» вышла в Петрограде в 1921.
       В 1922 Безыменский написал ставшую широко известной песню «Молодая гвардия». Романтическая приподнятость поэзии Безыменского обусловливала его популярность у молодежи. Колоритны сами названия его книг — «Как пахнет жизнь» (1925), «Пути-дороги» (1925), «Песня жизни (1929), «Удары солнца» (1929). Вместе с тем в начале 1920-х от абстрактно-романтической образности Безыменский обращается к реальной, даже бытовой жизненной конкретности. Характерны в этом отношении стихи «О шапке» со стремлением автора «Революцию Мировую» найти «за каждой мелочью».
       Поэт активно участвует в литературно-общественной жизни.
       В 1922 содействует созданию литературных групп «Молодая гвардия», затем «Октябрь». В окт. 1926 Безыменский принимает участие в критических нападках на пьесу Булгакова «Дни Турбиных».
       В 1927 состоялась зарубежная поездка поэтов А.Жарова, И.Уткина и Безыменского по Чехословакии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, более 2 недель поэты провели в Сорренто у М.Горького.
       В 1920-е Безыменский разрабатывает сатиру в различных жанрах — эпиграммы, подписи к карикатурам, сатирические фельетоны, поэмы, пьеса в стихах. Общественный резонанс вызвала сатирическая комедия «Выстрел» (1929), где автор разоблачал мещанско-бюрократическое перерожденчество. «Выстрел» перекликался с «Баней» В.Маяковского, и Маяковский писал о нем: «Мы располагаем очень небольшим фондом пьес, подобных "Выстрелу", фондом, противопоставленным морю пошлости на театре» (Литературная газета. 1930. 24 марта).
       С 1919 Безыменский написал целый ряд поэм: «Юный пролетарий», «Комсомолия», «Война этажей», «День нашей жизни», «Городок» и др. В результате многочисленных поездок автора на Днепрострой была написана поэма «Трагедийная ночь», посвященная трудовому энтузиазму строителей. Поэма получила поддержку в печати.
       В 1963 были написаны новые главы «Трагедийной ночи».
       В начале 1930-х поэт активно знакомится с жизнью Сталинградского тракторного завода, затем в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» выполняет «социальный заказ» — «по художественному показу Героев Социалистического Труда». Так появились книги «Мы делаем сталь», «Стихи мобилизованы», «Стихи делают сталь». Сам автор так отзывался о своих произведениях на «производственную тему»: «Это черновая работа революции — но, кто отказывается от нее, тот не поэт» (Безыменский А. Стихи делают сталь. М.; Л., 1930. С.89). В стихотворный текст настойчиво вводится обыденная лексика, речь героев насыщается профессионально-производственным жаргоном, газетно-публицистической лексикой комсомольского актива. В агитках автор использует разговорную речь, ритм раешника, рифмованно-речитативный сказовый стих.
       Во время Великой Отечественной войны Безыменский — политработник и военный журналист, его произведения публикуются в «Правде», «Комсомольской правде», «Смене», также газете «За честь Родины», «За победу». Выходят сборники стихов «Мы любим жизнь» (1942), «Фронтовая тетрадь» (1946).
       После войны Безыменский продолжает писать эпиграммы, критикует карьеризм, лесть, бытовое приспособленчество.
       Продолжается работа в жанре киносценария («Баллада о столе», 1956). Поэт приезжает на Днепр при восстановлении Днепрогэса, продолжает работу над «Трагедийной ночью». Отражение в творчестве получают также поездки 1950-60-х по Сибири — Братск, Дивногорск. Широкий общественный отклик получает работа Безыменского как сценариста для сатирического журнала «Фитиль», ставшего популярным. Много работает над переводами стихов таких поэтов, как Тарас Шевченко, Леся Украинка, И.Нехода, А.Малышко, С.Голованивский, С.Олейник (Украина), А.Акопян (Армения), Мирмухсин (Узбекистан), К.Хетагуров (Осетия), Н.Хикмет (Турция), 3.Зелк, Э.Мадарас (Венгрия), Го Мо Жо (Китай), И.Бехер (Германия), Ж.-П. Сан-кюло, Б.-К.Бернар (Франция), Ф.Блер (США) и др.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:10:36 UTC