Безобразова Мария Владимировна
|
Другие персоны с фамилией Безобразова
Другие персоны с именем Мария Кто родился в этот день 10.06 Кто родился в этот год 1857 |
- первая русская женщина - профессиональный философ.
Сестра известного византиниста П.В.Безобразова.
Училась на педагогических курсах при С.-Петербургской женской гимназии. Изучала философию в Лейпцигском и Цюрихском университетах.
Первая ее научная работа - "Учение Плотина о счастье".
В начале 1888 прочла в Политехническом музее в Москве публичную лекцию о Канте.
Работая в рукописных архивах Москвы, Петербурга, Киева, Сергиева Посада, она обнаружила немало текстов с философским содержанием, проанализировала их и опубликовала ряд исследований в различных изданиях
В 1885 - в Швейцарии, приступает к работе над докторской диссертацией.
В 1891 Безобразова защитила в Бернском университете докторскую диссертацию по теме "Рукописные материалы к истории философии России", написанную на немецком языке. и изданную годом позже в Лейпциге.
Значительные трудности испытывала с устройством на постоянную работу по философии. Издавать труды приходилось за свой счет. Выдвинула идею создания Русского философского. общества при Петербургском университете. В 1910 основала "Этическое общество". Признанием ее научных заслуг в области философии явилось ее неизменное избрание в течение 20 лет действительным членом Московского психологического общества при Императорском Московском университете.
Безобразова считала, что философия - это прежде всего способ жизни, способ деятельности, философствование должно быть тесно связано с жизнью. В общем плане философия это наука о духе, включающая психологию, этику, логику и метафизику, осмысливающую наиболее общее в бытии. Большое значение придавала исследование философских терминов в их развитии. Она считала: "Что касается вопроса о философской терминологии, то нам, русским, не мешало бы не только вникнуть во всеобщую историю, но и в историю каждого философского термина у нас". Историк русской философии М.Н.Громов, сообщающий это о Безобразовой, замечает, что философско-лингвистический анализ терминологии является и сейчас одним из самых перспективных направлений в изучении древне-русских источников.
Но призыв Безобразовой, к сожалению, остался "гласом вопиющего в пустыне": он не был услышан философами и историками культуры ни в конце XIX, ни в первой половине XX в. Европоцентристская концепция развития отечественной мысли пустила крепкие корни, господствовала в филос. кругах длительное время и сохранила свою живучесть до сих пор, проявляя себя в различных формах (М.Н.Громов, Н.С.Козлов. "Русская философская мысль X-XVII веков". М., 1990. С.7-8).
Свои "Философские этюды" Безобразова заканчивала следующими словами: "Философии у нас не существовало, или философия наша была греческою - те предвзятые мнения, или идолы, по Бэкону, от которых следовало освободиться, потому что в науке нет места для предвзятых мнений. Насколько Россия принимает теперь участие в развитии общеевропейской науки, настолько же на нас лежит обязанность внести в общую сокровищницу работу наших предков. От души желаем мы освобождения от 5-го идола - специально русского, т.е. от пренебрежения ко всему своему. Мы ему слишком долго уже поклонялись, ставя иногда на его место другой идол - пренебрежение ко всему чужому" (С.119).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх