Бахтин Николай Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Бахтин
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 01.04 Кто родился в этот год 1894 |
- филолог, литературный критик, поэт, мемуарист.
Уроженец г.Орел. Брат литературоведа и философа М.М.Бахтина.
В 1912 поступил на филологический факультет Новороссийского университета, в 1913 перевелся на классическое отделение историко-филологический факультета Петербургского университета.
С 1916 - участник Первой мировой войны.
В середине 1917 вернулся в Петроград.
В начале 1918 уехал на юг России, с октября этого года - участник Белого движения.
Эмигрировал в 1919, вступил во французский Иностранный легион, воевал в Северной Африке.
С 1924 - в Париже, поступил в Сорбонну.
С 1926 на страницах еженедельника "Звено" появляются диалоги и разговоры Н.Бахтина: "Похвала смерти", "О созерцании", "Об оптимизме", "О разуме" и др.
С 1928 - в Англии, полгода учился в Бирмингемском университете, затем вернулся в Сорбонну.
Доктор филологии (1932).
С 1938 - преподаватель-филолог Бирмингемского университета.
Принял английское гражданство.
Умер в Бирмингеме.
Бахтина с давних пор привлекала философия Б.Паскаля, И.Канта, Ф.Ницше, Э.Гуссерля, В.С.Соловьева, К.Н.Леонтьева и др., он глубоко изучал неотомизм, шпенглерианство, фрейдизм, новые идеи в филологии. В работе "Антиномии культуры" он вскрывает трагедию человеческого самосознания. По его мнению, для человека культура - это и средство оградить себя от враждебных сил хаоса, перед которыми он беззащитен, и орудие самоутверждения: человек хочет с ее помощью навязать свой порядок природе, надчеловеческому строю вещей и тем самым стать свободным. Но, совершенствуя культуру, он, перестав быть рабом стихийных космических сил, попадает в еще большую зависимость от самой культуры, и даже его восстание против нее уже предусмотрено в ней и учтено. Из орудия самоутверждения культура неизбежно становится для человека орудием самоотрицания.
В эссе "Разложение личности и внутренняя жизнь" Бахтин обращается к двойственности существования современного человека. Для человека характерен разлад между внешней и внутренней жизнью. Свое единство, цельность человек должен еще завоевать. Но это возможно лишь тогда, когда сознание выполняет роль предварения действия. Цельность личности - в умении утвердить одни возможности и мужественно отказаться от других, чтобы в действии (физическом или мыслительном) достигнуть творческого тождества внешнего и внутреннего. Но нередко такого единства нет. (См.: С.Р.Федякин. "РФС". С.36-37.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх