Бахтин Михаил Михайлович
[17.11.1895-06.03.1975]

  Другие персоны с фамилией Бахтин
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 17.11
Кто родился в этот год 1895

       - специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии, литературоведения.
       Род. в Орле.
       Закончил гимназию в Одессе и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет, окончил его в 1918.
       Владел пятью языками (греческим, латынью, немецким, английским, французким).
       По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. Среди Невельских друзей Бахтина - оригинальный мыслитель и литературовед М.И.Коган, философ, поэт и музыковед В.Н.Волошинов, философ и филолог Л.В.Пумпянский и др.
       В 1920 переехал в Витебск, где на протяжении четырех лет преподавал всеобщую литературу в Высшем институте народного образования и философии музыки в консерватории. Читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью.
       В 1924 Бахтин переезжает в Петроград. Несмотря на то, что он не может найти здесь постоянную работу и живет случайными заработками и на мизерную пенсию по инвалидности, эти годы были важнейшим периодом его творческой деятельности.
       В ночь на 24 декабря 1929 Бахтин был арестован по ложному обвинению в причастности к деятельности "нелегальной организации правой интеллигенции" (Ленинград) под названием "Воскресение" и приговорен к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. По личному ходатайству в связи с тяжелой болезнью - множественным остеомиелитом - приговор был изменен на 5 лет ссылки в Кустанай.
       После окончания ссылки в 1936, из-за запрета проживать в крупных городах, устроился на работу в Мордовский педагогический институт в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 и до 1945 жил на станции Савелово (на границе между Московской и Калининской обл.) и в г.Кимры, где работал учителем в школе.
       В 1938 перенес ампутацию ноги.
       В 1945 Бахтин снова в Саранске, где работает на кафедре всеобщей литературы Мордовского педагогического института (с 1957 - университета).
       Во второй половине 60-х гг. здоровье Бахтина значительно ухудшилось, хотя он продолжает заниматься наукой.
       В 1969 Бахтин оставляет Саранск, проходит лечение в московской клинике, затем с женой поселяется в одном из подмосковных домов для престарелых.
       После смерти жены в 1971 Бахтин переезжает в Москву, где преодолеть болезнь и одиночество ему помогают друзья и ученики, студенты филологический факультета Московского университета.
       Умер Бахтин, не дожив около полугода до своего 80-летия.
       Всю жизнь стремившийся к активной творческой деятельности и только в ней видевший свое предназначение, ученый был практически выключен из научной жизни своего времени, вынужден был писать "в стол". На протяжении более 30 лет Бахтин не опубликовал ни одной из своих крупных работ. Широко распространена версия, согласно которой авторство ряда работ, опубликованных под именами В.Н.Волошинова и П.Н.Медведева, принадлежит Бахтину или эти работы написаны в соавторстве с ним (см. статью "Волошинов").
       В ноябре 1946 в институте мировой литературы проходит защита кандидатской диссертации Бахтина - "Рабле в истории реализма". Однако эта работа, позже оцененная как выдающееся научное достижение, не дала Бахтину возможности получить научную степень: она была присуждена ему лишь через 6 лет. Эпиграфом к научному творчеству Бахтина могут служить его же слова: "Мое слово останется в продолжающемся диалоге, где оно будет отвечено, услышано и переосмыслено".
       Научное наследие Бахтина велико. Он стремился "повернуть" философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через все исследования Бахтина проходят идеи об ответственности за свое единственное бытие в мире и культуре личности. Он считал, что философия должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физическая, сколько духовная), как сплошное "поступление". Важнейшей задачей бахтинской философии стала проблема объединения двух миров - мира культуры и мира жизни, уничтожение "бездны между мотивом поступка и его продуктом".
       Бахтин стремился ответить на вопросы: как сделать общезначимое моментом индивидуального "бытия-события"? Как связать воедино мир культуры и мир человека? Как "вменить" человеку ответственность? По трактовке Бахтина, долг каждого человека - признать свою "единственность" и претворить в жизнь ответственным поступком, которым должна стать жизнь каждого отдельного человека.
       Основное понятие своей философии - поступок - Бахтин трактует как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования. С позиции "философии поступка" Бахтин решает и проблему ценности: не существует ценности, раз и навсегда данной, "общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте". Важное место в творчестве Бахтин занимает философия языка. Его труды в этой области можно охарактеризовать как попытку "перенести" вопрос о взаимодействии культуры и человека в новую - семиотическую - плоскость. "Язык", по Бахтин,- это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. "Слово" - акт индивидуального творчества "Социальный кругозор" - та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. Размышляя над проблемой взаимодействия традиции и индивидуального творчества, Бахтин видит в нем прежде всего диалог с традицией. Эстетические идеи Бахтин неразрывно связаны с его общей философской установкой и органически вписываются в "философию поступка".
       В трудах Бахтин ставятся и оригинальным образом решаются проблемы диалога, речевой коммуникации, которые являются ключевыми для ряда направлений в современной философской (и, шире, гуманитарной) мысли, в том числе таких направлений, как исследование аргументации и риторики. Особое значение в этом плане имеет трактовка Бахтин объективно-нейтральных стилей как "инвольвирующих все же определенную концепцию своего адресата", "предполагающих как бы тождество адресата с говорящим", а также его понимание всякого высказывания как "звена в очень сложно организованной цепи других высказываний", вступающего с ними в те или иные отношения, когда "всякий говорящий сам является в большей или меньшей степени отвечающим".

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:09:44 UTC