Барулин Владимир Семёнович
[07.01.1931]

  Другие персоны с фамилией Барулин
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 07.01
Кто родился в этот год 1931

       - специалист по социальной философии и методологии социального познания, социально-философской антропологии; доктор философских наук, профессор
       Род. в с.Октябрьское Одесской обл.
       Окончил философский факультет Киевского-государственного университета (1954), аспирант на кафедре филос. МОПИ (1959).
       С 1954 преподает философию в вузах:
       до 1957 - в Луцком педагогическом институте,
       до 1967 - в Барнаульском педагогическом институте,
       до 1977 - в Алтайском политехническом институте (Барнаул),
       там же в 1964-1977 заведовал кафедрой философии.
       С 1977 по настоящее время - профессор кафедры философии ИПК (ИППК) при МГУ.
       В 1981-1987 заведовал этой кафедрой.
       Докторская диссертация - "Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма" (1971).
       Барулин осуществил фундаментальные теоретико-методологические исследования отношения материального и идеального в обществе. Показал, что это отношение является методологической основой как всей системы социально-философского знания, так и - в своих модификациях - базой для выделения подсистем законов и категорий, определ. уровней данного знания ("категориальных рядов"). Результаты этих исследований отражены в монографиях 70-х гг.: "Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма" (Барнаул, 1970), "Соотношение материального и идеального в обществе" (М., 1977).
       Большое внимание уделялось Барулиным социально-философских исследованиям базовых сфер обществественной жизни. Предложены определения сфер, выявлены их детерминационные и функциональные связи, раскрыта историческая эволюция как конституирование основных сфер и как динамизм, многоплановость всей системы их взаимосвязей. Итоги этих исследований отражены в монографиях 80-х гг.: "Диалектика сфер общественной жизни" (М., 1982), "Социальная жизнь общества. Вопросы методологии" (М., 1986).
       Обобщением и развитием указанных исследований явилась разработка общей концепции социальной философии, ее предмета, системы законов и категорий, структуры, методологических функций.
       Барулин выделяет три уровня структуры социальной философии: основные сферы жизни общества; основные формы интегрального бытия и функционирования общества (структура общества, общество как исторический процесс, движущие силы развития общества); общество как целостный мир (общество как природный мир, общество как творение человека, общество как мир культуры). Эти исследования отражены в монографиях: "Исторический материализм. Современные тенденции развития" (М.,1986); "Социальная философия". ч.I, ч.II, (М., 1993; 2-е изд., испр. и перераб.- 2000) - рекомендована Госкомвузом России в качестве учебника для вузов.
       В 80-90-х гг. Барулин приходит к выводу о наличии особого класса философско-антропологических законов, раскрывающих субстанциально-определяющую роль человека по отношению к обществу, его институтам. Поскольку социальная философия в силу своей социоцентристской ориентации в принципе не может отразить указанный класс законов, необходимо конституирование социально-философской антропологии как самостоятельной ветви философии знания, опирающейся на общие положения философской антропологии и находящейся в отношении дополнительности с социальной философии.
       В монографии "Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии" (М., 1994) Барулин определил предмет социально-философской антропологии как "закона взаимодействия обществ, сущности человека и человеческой сущности общества в их многоплановости и всемирно-историческом развитии", раскрыл социально-созидательный потенциал человека, духовность как сферу его сущности, охарактеризовал всеобщие модусы человеческого бытия, к числу которых наряду со свободой, творчества относятся смысло-ценностное самоутверждение, устремление к абсолютному.
       Барулин выдвинул положение об антропологическом детерминизме, о формах представленности человека в обществе, его структурах, о различных механизмах античеловеческого "оборачивания" общества и его институтов и ряд других. Анализ социально-исторического опыта России XX в. с позиций социально-философской антропологии воплотился в монографии Барулина "Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя". (М., 2000). Здесь дана общая характеристика российского человека, его ментальное и других черт, предложена антропологическая оценка партийно-государственного абсолютизма, выявлен феномен идеолого-герменевтического мира. Путь российского человека в XX в. предстает как сложная противоречивая эволюция потерь и обретений им собственной человеческой сущности.
       Барулин - редактор и автор ряда коллективных работ. Значительное место в творчестве Барулина занимает подготовка учебных курсов и программ по социальной философии, социально-философской антропологии, теоретическая разработка методики преподавания философии. К этому направлению относятся труды: "Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" [В соавт. М., 1983]; "Психологические аспекты преподавания философии" // Основы методики преподавания философии. М., 1971; "Статус преподавателя философии: реальный и должный" // Методика преподавания философии: проблемы перестройки. М., 1991.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:08:50 UTC