Баксанский Олег Евгеньевич
|
Другие персоны с фамилией Баксанский
Другие персоны с именем Олег Кто родился в этот день 19.11 Кто родился в этот год 1966 |
- специалист по философии естествознания, методологии науки, теории познания; доктор философских наук, профессор
Род. в Москве.
В 1991 окончил физический факультет МПГУ, в 1996 - психологический факультет МГУ.
В 1993 защитил кандидатскую диссертацию на кафедре философии МПГУ.
Работал преподавателем на той же кафедре.
С 1996 - в ИФ РАН: старший научный сотрудник, затем ведущий научный сотрудник Центра био- и экофилософии ИФ РАН. Параллельно преподает философские, социологические и психологические дисциплины в МПГУ, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова и других московских вузах, а также на кафедре философии РАН.
Докторская диссертация - "Единство научных и социальных репрезентаций познания" (2000).
В своих работах Баксанский исходит из следующих идей: 1) основной факт функций человеческой психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях; 2) опыт определяет человеческое познание через врожденные структуры познания; эти структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т.е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюции развития, т.е. филогенетически апостериорны; 3) познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они должны быть достаточно адекватны миру; 4) когнитивной нишей человека, в которой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является "мезокосм" (Г.Фоллмер), соответствующий миру средних размерностей.
Основное направление научно-исследовательской работы Баксанский - всесторонний системный анализ "социального конструирования реальности" (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый, исходя из методологии гипотетического реализма (Д.Кэмпбелл, К.Лоренц, Г.Фоллмер). Это достигается путем исследования онтологии, методологии, аксиологии и праксиологии аспектов теории социальных представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж.А.Келли, построенной на базе философского альтернативного конструктивизма. В данном контексте рассматриваются философская рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемол. статуса когнитологии; проблема смены научно-исследовательской парадигмы (переход от классической познавательной модели к информационной). Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении современной когнитивной науки, которая изучает устройство и функциональных концептуальных структур в человеческом сознании, прежде всего механизмы, с помощью которых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх