Бабушкин Владимир Ульянович
|
Другие персоны с фамилией Бабушкин
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 10.07 Кто родился в этот год 1938 |
- специалист по метафилософии и истории философии; доктор философских наук, профессор
Род. в Омске.
Окончил философский факультет МГУ (1964), аспирант МИНХ (1968).
Старший научный сотрудник. ИНИОН АН СССР (1972-1984),
ответственный секретарь журнала "Вестник Философии" (1984-1986).
С 1986 - профессор кафедры филос АН СССР (ныне РАН).
Кандидатская диссертация - "Концепция философского мышления Карла Ясперса" (1968).
Докторская диссертация - "Феноменологическая концепция науки" (1986).
Ответственный редактор-составитель сборников "Природа философского знания" (Т. 1-3. М., 1974-1976); "Панорама буржуазной философии XX в." (Т.1-3. М., 1977-1979); "Философия Э.Гуссерля и ее критика" (М., 1983) и др.
В трудах Бабушкина проанализированы различные основания двух важнейших, с его точки зрения, функций философии - познавательной и личностно-мировоззренческой. Если первая ориентирована на получение новых знаний, то вторая - на ценностное осмысление мира. Истоки их единства - в реальной жизнедеятельности человека; их адекватная интеграция возможна в сфере объективного знания. Рассмотрев возможные варианты феноменологического метода (дескриптивный, эйдетический, конститутивный, генетический, структурный и др.), пришел к выводу о том, что для дальнейшего развития философии и наук о духе реальные перспективы имеет только метод интенционального анализа сознания, поскольку другие методы феноменологии (под различными названиями) уже освоены наукой. Однако большие возможности интенционального анализа в рамках феноменологии не были полностью реализованы. Причиной послужила объективная установка сознания, которая расценивалась как единственно адекватная для понимания природы сознания.
Между тем различные установки сознания (естественная, объективная, магическая, духовная и антидуховная) принципиально отличаются друг от друга интенцией, структурой и компонентами актов сознания, что свидетельствует о многомерности сознания. Преимущество интенцио-нального анализа в том, что он позволяет преодолеть узкие рамки субъектно-объектных отношений, присущие объективной установке, и проникнуть в сам механизм деятельности сознания, в ту сложную интенционально ориентированную динамическую систему, которая отнюдь не является гомогенной активностью, как считается в феноменологии, а имеет периферию и центр, функционирующие в различных режимах и имеющие взаимодополнительные цели и средства их достижения. Опираясь на интенциональный анализ ценностных переживаний, можно генетически конструировать практически все структуры, присущие человеческой жизнедеятельности. Метод интенционального анализа при духовной (а не объективной) установке сознания делает возможным построение единой онтологии, проясняющей природу духа, реальности, человеческого знания и бытия в целом.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх