Атаров Николай Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Атаров
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 25.08 Кто родился в этот год 1908 |
[12.8(25.8).1908, г.Владикавказ — 12.9.1978, Москва]
— публицист, прозаик.
Родился и вырос Атаров на Кавказе в семье кадрового военного. Окончил
Владикавказский педагогический институт. По окончании института, в 1930, стал
сотрудником горьковского журнала «Наши достижения». Изъездил все стройки первых
пятилеток, героями его очерков становились передовики производства и случайные
дорожные попутчики. Как отмечала критика, «в начале пути, как любого из
молодых, Атарова привлекала безмерность осуществлявшихся исторических
свершений» (Варламова И.— С.264). С 1935 пишет и публикует не только
публицистические статьи и очерки, но и худож. прозу.
В первом же рассказе Атарова «Зимняя свадьба» (1935) проявились основные черты
его творческой манеры.
В 1968, подводя некоторый итог своего творческого пути, Атаров скажет: «Мне
сейчас кажется, что я всегда, с молодых лет, писал о людях старше меня». Так
оно и было. Герой «Зимней свадьбы» — 60-летний осетин — прославленный
медеплавильщик Самсон Болоев (Мазепой нового времени будут называть его
товарищи). В жизни пожилого человека произошло исключительное событие: он
женился на девушке Клаве — молоденькой дочери своего давнего недруга мастера
Шадрина. А через 2 месяца юная жена тайно сбежала от любящего мужа в
неизвестном направлении.
Кажется, что в данном случае начинающего прозаика должна была захватить
интригующая фабула — история неравной трагической любви. Но Атаров вопреки
традиционным ожиданиям мало занимали причины, тем более бытовые подробности
случившегося. Любовный сюжет не прописан даже в деталях. Он внимательно
исследует состояние души своего героя, не обделенного ни профессиональным
признанием, ни мужской дружбой, ни силой и красотой, но обойденного женской
привязанностью, лаской, обреченного на жесточайшие переживания. Видимо,
осознанно уже тогда, программно, скупыми языковыми средствами и с помощью
предельно ограниченного набора худож. приемов писателем создается неповторимая
атмосфера повествования о необъяснимом одиночестве, повествования,
отличавшегося удивительной музыкальностью, ритмичностью, особой прозрачностью.
В этой же художественной манере будут сделаны более поздние и не менее
известные рассказы «Календарь русской природы» (1938), «Начальник малых рек»
(1939) «Араукария» (1939), «Изба» (1943) и др.
Во время Великой Отечественной войны происходит вынужденное возвращение к
публицистике: Атаров становится фронтовым корреспондентом. Итог этого периода —
выдержавший 2 издания сборник «У нас в полку» (1946).
В 1954 вновь художественная проза: писатель публикует «Повесть о первой любви»,
рассказавшую о первой, школьной любви — чистом, искреннем чувстве, которое
опошляется вмешательством взрослых, родителей и учителей. Критика отмечала
сложность созданных писателем характеров, полемическую направленность этого
произведения против системы раздельного обучения, против казенного,
бюрократического подхода к воспитанию и образованию. Хотя в то же время мн.
рецензенты упрекали автора за излишнюю склонность к резонерству (Брайнина Б.
Повесть о доверии // Новый мир. 1955. № 9. С. 274-277).
В 1957 увидел свет военный детектив «Смерть под псевдонимом».
Но увлечение художественной прозой так и не стало окончательным. В начале
1960-х Атаров вновь и уже навсегда возвращается в журналистику, став
сотрудником газеты «Известия». Правда, в дальнейшем дважды он все же отступает
от своего призвания. Во-первых, когда в 1970-е переводил и редактировал
3-томное собрание стихотворений Косты Хетагурова (1974) и, во-вторых, когда
совместно с М.3.Дальцевой работал над романом о Джузеппе Гарибальди «Опоясан
мечом» (1978).
Публицистические выступления зрелого Атарова — это многочисленные статьи и
художественные очерки-рассказы по проблемам школьного образования и воспитания
и воспоминания-размышления о дорогих и близких людях, товарищах по
писательскому цеху: М.Светлове, В.Гроссмане, В.Катаеве, К.Паустовском.
Отдельной книгой был издан литературный портрет В.Овечкина («Дальняя дорога»,
1977).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх