Асмус Валентин Фердинандович
|
Другие персоны с фамилией Асмус
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 30.12 Кто родился в этот год 1894 |
- философ, специалист в области истории философии, логики, эстетики, теории культуры.
Род. в Киеве. Со стороны отца был потомком обрусевших немцев.
Закончил в 1919 историко-филологический факультет Киевского университета по отделению философии и русской словесности. С этого времени - на педагогической и научно-исследовательской работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве - в институте Красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории философии.
В 1918 за исследование философских взглядов Л.Н.Толстого и Б.Спинозы ему была присуждена премия им. Л.Толстого.
Во второй половине 20-х гг. был одним из организаторов научно-исследовательские работы в институте философии Коммунистической академии: был членом бюро секции современной философии (в это бюро входили еще Я.Э.Стэн и Г.К.Баммель); в подготавливавшейся в те годы "Философской энциклопедии" был одним из руководителей отдела "Современная философия" (см.: "ПЗМ". 1929. №1. С.203, 206).
В 30-х гг. опубликовал ряд литературоведческих работ, посвященных Гёте, Толстому, Лермонтову, где талант писателя сочетался с глубиной философского анализа.
С 1939 - профессор кафедры философии МГУ.
С 1940 - доктор философских наук.
Старший научный сотрудник Института мировой литературы (с 1956).
С 1968 - старший научный сотрудник. ИФ АН СССР.
Как вспоминает профессор МГУ Б.Г.Сафронов, слушавший в молодые годы лекции этого ученого, А., читавший курсы практически по всем разделам европейской философии, поражал своих слушателей общей академической культурой, "на фоне современной ему философии публицистики он казался человеком не совсем современным". Один из авторов и редакторов "Истории философии" (М., 1940-1943); лауреат Госпремии (1943).
Всеобщее признание заслужила обширная деятельность Асмуса в области истории философии. В его трудах представлены исследования по истории античной философии. А. занимался досократиками, атомистическим материализмом, Платоном, Аристотелем, римским эпикуреизмом, исследованием философии XVII-XVIII вв. Его внимание привлекали Ф.Бэкон, Декарт, Спиноза. Наибольший интерес вызывала немецкая классическая философия, в особенности философия Канта. Согласно завещанию, А. был похоронен с графическим портретом И.Канта в руках. Особую линию исследований А. составили философия и эстетика в России. Ряд его работ посвящен А.С.Пушкину, П.Я.Чаадаеву, А.С.Грибоедову, М.Ю..Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.Г.Чернышевскому, философам русского символизма, К.С.Станиславскому, А.Н.Скрябину.
Автор многих статей для энциклопедических изд. (БСЭ, ФЭ, Литературная энциклопедия и др.). Нельзя не отметить гуманистическую направленность его философских, культурологических, литературоведческих трудов, утверждавших право человека на духовность, на творческую жизнь и индивидуальную свободу. В этом отношении характерна, например, его статья "Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в.", где Асмус дает глубокий анализ сущности и причин отрицательного воздействия на человека и на развитие культуры разделения труда, специализации в различных обществах, формациях, особенно при капитализме. Он утверждал, что узкий профессионализм труда ведет к "искалечению личности", обусловливают "трагизм личности, разорванной между естественным... и законным стремлением к всесторонности, гармоничности... всех потребностей, запросов, всех сторон духовной жизни и между вынужденным чрезмерным развитием какой-нибудь... одной узкой способности в ущерб всему остальному, живому,., но подавленному и неудовлетворенному..." (Историко-философские этюды. С.140-183).
Анализируя "Письма об эстетическом воспитании человека" Шиллера, разделяя его отрицательное отношение к враждебным человеку последствиям разделения труда ("вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам становится обрывком своего занятия, своей науки"), Асмус вскрывает и историческую ограниченность философского сознания той эпохи (Шиллер, например, видел выход из создавшегося положения в эстетическом воспитании человека).
Асмус показывал исторически преходящий характер отчуждения. Он был убежден, что в будущем благодаря развитию социокультурных и экономических факторов отчуждение постепенно будет преодолено (см., например, работу 1926. С.73-75).
Большое значение имела написанная Асмус "Логика", вышедшая в 1947,- она была "в сущности, первой работой по формальной логике, вышедшей после долгого периода, в течение которого у нас вообще не выходили никакие труды по формальной логике. Это была эпоха нигилистического отрицания формальной логики, недооценки ее теоретического и педагогического значения" (Предисловие // Избранные философские труды. Т.1. М., 1969. С.5). Книга широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах, положила начало изданию научно-педагогической литературы по логике в послевоенный период. Существенное влияние на разработку проблем доказательства и аргументации оказала книга А. "Учение логики о доказательстве и опровержении". А. был заслуженным деятелем науки РСФСР, членом Междунароного ИФ в Париже. Как человека, педагога и ученого его характеризовали безупречная интеллигентность, личная честность и бескомпромиссность, высокий профессионализм, преданность творчеству.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх