Архангельский Александр Григорьевич
[16.11.1889-12.10.1938]

  Другие персоны с фамилией Архангельский
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 16.11
Кто родился в этот год 1889

       [4(16).11.1889, г.Ейск — 12.10.1938, Москва]
       — поэт.
       В автобиографическом стихотворении Архангельский сообщал: «Мать моя / Была по специальности швея / Отец был спец по части брадобрейской». Рано потеряв отца, после окончания городского училища (1904) Архангельский устроился учеником телеграфиста, а затем конторщиком пароходного общества. Включившись в революционное движение, 13 месяцев провел в заключении (1907-08). После освобождения служил конторщиком в Ростове-на-Дону, с 1910 — счетчиком-статистиком в Петербурге, с 1914 по 1919 — на той же должности в Губстатбюро г.Чернигова. Там же в 1919 вышел первый (и единственный) лирический сборник «Черные облака». До того ранние поэтические опыты Архангельского были представлены им Н.Гумилеву (1910) и вызвали отрицательный отзыв в силу их «неоригинальности» (Пародии. Эпиграммы. С.10); в 1913 А.Блок занес в дневник запись об Архангельском: «...парень без денег, но и без власти, без таланта, сидел в тюрьме, в жизни видел много, глаза прямые. Это все — тот "миллион", к которому можно выходить лишь в БРОНЕ...» (Блок А. СС. М.; Л., 1963. Т.7. С.221). Но «провинциальность» сознания Архангельского, легко усваивавшего стили столичных «мэтров» (после подражания символистам будут стихи «под Ахматову», затем «под Маяковского» — в коллективном сборнике «Конь и дани»; Ейск, 1921), дала неожиданно ценный результат. Перейдя на профессиональную литературную работу (в 1920-22 Архангельский — редактор ейской газеты «Известия», в 1922-25 — литературный сотрудник московских журналах «Работница», «Крокодил», «Лапоть»), создавая множество сатирических, информационных и развлекательных поделок вплоть до такой, как «Занимательный досуг. Фокусы. Загадки. Игры со спичками. Шарады. Ребусы. Головоломки. Задачи. Игры» (Сост. А.Архангельский, М.Озорной. М., 1927), Архангельский набрел на свой жанр. Им оказалась пародия (первый успешный опыт — «Октябрины» на В.Маяковского, 1 -е отд. изд.: Пародии. М., 1927. Б-ка «Огонек»).
       Главной особенностью пародий Архангельского явилось то, что они не осмеивали отдельные промахи разных авторов, а становились своего рода «литературным портретом» избранных героев — от выдающихся (Б.Пастернак, С.Есенин, А.Белый) до преходящих, но чрезвычайно характерных для данной эпохи (А.Жаров, А.Безыменский и т.п.). Происходило как бы моделирование художественных систем (или указание на их отсутствие), шаржированное самораскрытие персонажей «новой эпохи» — будь то поэты (от Н.Асеева до начинающего Н.Заболоцкого), прозаики (И.Бабель, А.Фадеев, даже сатирик пародийного склада М.Зощенко), драматурги (Вс.Вишневский), критики и литературоведы (К.Чуковский, К.Зелинский)... Тщательно работая над пародиями, Архангельский создал богатую сатирическую антологию советской литературы 1920-30-х. Развивая традиции русской поэзии XIX — начала XX в. (Новый поэт И.Панаева, Козьма Прутков, Обличительный поэт Д.Минаева, лирический герой Саши Черного и др.), Архангельский, тем не менее, отказался от «литературной маски». Его многочисленные псевдонимы (Архип, Надзиратель крапивной грядки, Антон Безлошадный) остались в проходных материалах десятка брошюр типа «Бабий комиссар» (1925), «Деревенские частушки» (1928) или антирелигиозной агитки «Веселые картинки поповской паутинки» (1931). Пародии Архангельского всегда выходили под именем их автора, который с блеском демонстрировал свое владение самыми разными стилями и индивидуальными художественными манерами, адекватно воспроизводил особенности поэтического письма пародируемого автора. В результате перед читателем возникал образ Архангельского — подлинного артиста, мастера, которому не надо было стыдиться своего якобы «низменного» поэтического амплуа (всего лишь пародист!). Будучи связанным с ортодоксами РАПП (Архангельский сотрудничал в журнале «На литературном посту»), в жанре пародии Архангельский оставался неподвластным их советам и требованиям. Его «пародии-портреты», его «пародийный анализ» обнажали прежде всего ту норму творческой требовательности, которую всякий автор должен адресовать себе.
       «Мы утратили в лице Александра Архангельского... писателя, одаренного редким талантом сатирика, настолько умного и литературно тактичного, что он ни разу не осмелился испытать свои силы на создание хотя бы одного оригинального произведения, того самого, которое не поддается разрушению пародией»,— писал в некрологе Андрей Платонов (Размышления читателя. М., 1963. С.146). «Художество без человеческой глубины, которую истинный писатель имеет, во-первых, в своей собственной натуре и, во-вторых, придает изображаемым характерам, такое художество есть род наивности или мошенничества. Это хорошо знал Архангельский» (Там же. С. 145).
       Смерть от туберкулеза настигла Архангельского в 1938. Наиболее содержательное, хотя и не полное, издание его пародий и эпиграмм состоялось лишь через 50 лет.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:04:42 UTC