Антонов Сергей Петрович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Антонов 
 Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 16.05 Кто родился в этот год 1915  | 
      
[3(16).5.1915, Петроград — 22.4.1995, Москва]  
      
— прозаик, критик, сценарист. 
      
Отец Антонова — строитель-железнодорожник, мать — из семьи крупного инженера-путейца. 
      
Антонов кочевал с родителями по многим стройкам — Поволжье, Урал, Средняя Азия, центр и юг 
европейской России... В семье скептически относились ко всему гуманитарному, почти не имели книг по 
художественной литературе. Но Антонов запоем читал их в библиотеках, с 10 лет начал сочинять стихи и 
рассказы, увлекался рисованием. После средней школы в духе комсомольцев 1930-х работал бетонщиком, 
каменщиком, арматурщиком. По семейной традиции окончил Ленинградский автодорожный институт 
(1938). В студенческие годы был известен как талантливый карикатурист, а также знаток шахмат — ряд 
составленных им задач был опубликован в русской и зарубежной печати. 
      
После окончания института работал инженером-строителем, преподавал в Ленинградском 
дорожно-механическом техникуме.  
      
В 1939-40 участвовал в войне с Финляндией, после окончания ее на короткое время возвратился в 
техникум, а затем — вновь на войну: инженерно-саперные войска Ленинградского, Волховского и 2-го 
Прибалтийского фронтов. На фронте Антонов продолжал писать стихи и рассказы, некоторые из них в 
1944-45 были опубликованы. 
      
Демобилизовавшись из армии, Антонов работал прорабом на восстановлении жилых домов в Ленинграде, 
преподавал (1946-48), но одержимый, по его словам, «болезнью писательства» (Рассказы о литературе. 
1984. С.540), вскоре полностью переключился на литературу. Антонов довелось показать свои стихи 
А.Ахматовой и С.Маршаку. Оба отнеслись к Антонов с интересом и доброжелательностью, но стихи 
забраковали. По совету А.Ахматовой, Антонов переключается на прозу, посещает литературный кружок 
при Ленинградском отделении СП, где его рассказы одобряет Вс.Рождественский.  
      
В марте 1947 принимает участие в I Всесоюзном совещании молодых писателей. Там его творчество 
получает высокую оценку К.Паустовского. 
      
Первым профессиональным произведением Антонова становится рассказ «Весна» (1947).  
      
В 1950 появляются книга рассказов, сделавшая его имя известным,— «По дорогам идут машины» 
(Государственная премия 1961), а также сборник «Мирные люди». Одновременно Антонов обращается к 
жанру повести — «Лена» (1948), «Поддубенские частушки» (1950), «Первая должность» (1952), «Дело 
было в Пенькове» (1956), «Аленка» и «Петрович» (обе — 1960), «Разорванный рубль» (1966) и другие.  
      
В 1959 вышла книга воспоминаний Антонов «На военных дорогах». О растущей популярности 
произведений Антонов свидетельствуют его взаимоотношения с кинематографом: были экранизированы 
«Поддубенские частушки» (1957), «Дело было в Пенькове» (1958), «Аленка» (1961), «Порожний рейс» 
(1963). По мотивам рассказов Антонов в начале 1970-х создал 2 сценария В.Шукшин («Пришел солдат с 
фронта» и «Иван Степанович»), и даже была написана опера (Р.Щедрин. «Не только любовь», 1962). 
Наконец, и сам Антонов несколько раз обращается к написанию сценариев: «Это было в Донбассе» (1946), 
«Посланец мира» (1950, совместно с А.Зархи и И.Хейфицем), киноповесть «Серебряная свадьба» (1972). 
      
Творчество Антонов с самого начала отличалось интересом к нравственной проблематике и классической 
точности языка. Особенно привлекали читателей героини Антонов, выделяющиеся на 
«производственном» фоне своей нежностью, чистотой, стремлением к самоотверженной любви. 
Важнейшее место в структуре произведений Антонов в лучших традициях русской прозы XIX века занимал 
лирический пейзаж. Произведения Антонов вскоре были переведены на многие западноевропейские 
языки. Отношение критики к Антонов, за редким исключением (В.Назаренко, Д. и Е. Стариковы) было 
доброжелательным. В то же время, если в первое десятилетие периодически раздавались сетования на 
недостаточность пафоса в изображении успехов социалистического строительства на селе, роста 
культурного уровня колхозников, некоторую «расплывчатость» положительных героев (в отличие от 
«Кавалера Золотой Звезды» С.Бабаевского), то начиная со второй половины 1950-х критика, наоборот, 
стала намекать Антонов на отдаленность его от изображения острейших противоречий и конфликтов 
совр. деревни (в отличие от В.Овечкина, В.Тендрякова и др.). Особенно наглядно это проявилось в 
дискуссии по поводу одного из наиболее известных произведений Антонов — «Дело было в Пенькове». 
      
Антонов, в отличие от многих своих современников и подобно одному из своих учителей К.Паустовскому, 
никогда не специализировался на раскрытии собственно социальной проблематики. Его интересовала 
красота мира и человеческой души, противостоящая злу и пошлости поэзия обыденной жизни. Равновесие 
в изучении творчества Антонов установили исследователи, раскрывшие в его произведениях чеховские 
традиции — их кажущуюся отчужденность от злобы дня, глубину гуманизма, внешнюю сдержанность при 
остроте и напряженности внутреннего действия, нравственную высоту ориентиров, тонкий психологизм, 
задушевную лиричность в сочетании с юмором, лаконичность и «акварелизм» стиля при особой роли 
деталей и т.д. Именно с этой точки зрения стали восприниматься лучшие рассказы и повести Антонов — 
«Дожди», (1951) «Демонстрация», (1961) «Тетя Луша», (1948) «Девушка из Полесья», (1948) «Новый 
сотрудник», (1954) «Порожний рейс» (1960) «Разноцветные камешки» (1959) и др. 
      
И тем не менее Антонов на длительное время практически «замолкает» как прозаик, уйдя в критику, 
проявляя себя тонким исследователем литературы. Еще в 1964 он впервые обратился к анализу 
новеллистического жанра, написав книгу «Письма о рассказе» (если учесть, что в 48 номерах журналах 
«Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и «Звезда» в 1950 было напечатано лишь 4 рассказа совр. писателей, а 
1951 — 13, можно считать, что Антонов способствовал возрождению этого жанра как теоретик и 
практик).  
      
В 1973 появляются еще 2 книги Антонова — «Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями» и «От 
первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах», в 1974 — «Слово. Из бесед с молодыми 
писателями». Литературоведческие книги Антонова одновременно и «очень писательские» книги: 
теоретический и критический анализ сочетается в них «с пластикой прозы» (Е.Осетров). 
      
Антонов не остался чужд и критического пафоса «шестидесятников», по-своему тонко разоблачая 
античеловеческую природу бюрократизма, особенно губительного в молодежной среде. Так, в повести 
«Разорванный рубль» идет речь о «деятельности» колхозного комсорга Маруси Лебедевой, приводящей к 
«общему знаменателю» вначале пытающегося бунтовать городского интеллигента. В лучших традициях 
Е.Замятина, вдобавок подчеркнутых яркой речевой характеристикой героини (смесь 
распространяющегося «новояза» и специфической деревенской лексики) Антонов говорил о губительных 
негативных тенденциях, все более характеризующих систему. Новый виток интереса читателей и критики 
к творчеству Антонов оказался связанным именно с этой линией. В конце 1980-х появляются большие 
повести, посвященные острейшим событиям нашей истории: «Васька» (1973, опубликована: Юность. 1987. 
№3-4) и «Овраги» (1986, опубликована: Дружба народов. 1988. №1-2). В сочетании с повестью «Царский 
двугривенный» (1970; прошла практически незаметно, хотя несколько раз переиздавалась), повести 
«Овраги» и «Васька» составили трилогию. «Царский двугривенный» — повествование о жизни мальчишек 
послереволюционного провинциального городка, о первых пионерских отрядах. Здесь впервые 
появляется сю-жетооб разую щи й герой всего цикла Митя Платонов. 2-я часть трилогии — повесть 
«Овраги» — об увиденной глазами Мити-подростка трагедии коллективизации в саратовской деревеньке. 
3-я часть — повесть «Васька», в которой Митя, один из комсомольских вожаков на строительстве 
Московского метрополитена, пытается вмешаться в трагическую судьбы беглой ссыльнопоселенки, 
дочери раскулаченного крестьянина Риты Чугуевой, ставшей одной из лучших ударниц стройки. Повесть 
завершает открытый финал — в поисках справедливости Митя отправляет письмо по адресу «Кремль, 
Товарищу Сталину»... И все же, несмотря на актуальность тематики трилогии и ее высокие 
художественными достоинства, основное признание читателей и критики получила новеллистика 
Антонова, его удивительно поэтическая лирическая проза.
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх