Антокольский Павел Григорьевич
|
Другие персоны с фамилией Антокольский
Другие персоны с именем Павел Кто родился в этот день 01.07 Кто родился в этот год 1896 |
[19.6(1.7).1896, Петербург — 9.10.1978, Москва]
— поэт.
Антокольский родился в семье адвоката, отец был присяжным поверенным в частных фирмах. Мать,
окончившая Фребелевские курсы, целиком посвятила себя семье. Дед Антокольского — знаменитый
скульптор, создатель известной статуи Грозного. Мальчик унаследовал любовь к изобразительным
искусствам: писал картины, сам впоследствии оформлял свои книги, принимал участие в коллективных
выставках художников. Когда ему было 8 лет, семья переехала в Москву — он учился в частной гимназии,
начал писать стихи и играть в самодеятельных спектаклях. В раннем детстве он стал свидетелем
революции 1905, видел баррикады и бои между восставшими рабочими и солдатами.
Окончив в 1914 гимназию, некоторое время посещал народный университет им. Шанявского. Затем
поступил на юридический факультет Московского университета, однако уже со 2-го курса ушел, мечтая
стать актером. Принимал участие в массовках, ездил с труппой в части Красной Армии, играл в
организованной Евг.Вахтанговым студенческой драматической студии, в Московском Камерном театре, во
2-й студии МХАТа.
С 1920 работал в Драматической студии под руководством Евг.Вахтангова и в Театре им. Евг.Вахтангова
— как режиссер и сорежиссер, заведующий литературной частью. В 1917-18 на сцене студии шла пьеса
Антокольского «Обручение во сне». Любовь к театру Антокольский пронес через всю жизнь, это было его
второе призвание, не менее серьезное и сильное, чем поэзия.
Первые стихотворения, опубликованные в 1918 в журнале «Сороконожка» и в 1920 в журнале
«Художественное слово» («Эдмонд Кин» и «Медный всадник»), в известной степени предсказывали
будущие поэтические темы и образы Антокольского. Им присуща и театральность — черта, характерная
для всего творчества поэта.
В 1922 вышел первый сборник «Стихотворения», а в 1926 — «Запад», навеянный впечатлениями от
поездки с Театром Евг.Вахтангова в Швецию и Германию. В обеих книгах видно причудливое
переплетение двух стихий, в равной мере владевших душой и сознанием поэта: театральности и поэзии.
Образы театра подчас выходят в них на первый план и определяют самый подход к жизни, которая
предстает взору художника как колоссальный театр страстей, а персонажи похожи на актеров. Таковы в
особенности стих. «Театральный разъезд», «Лондон 1666», «Гамлет», «Девятая симфония». Революция
представляется ему «Театром Мирового Сражения». Вместе с тем театральность, яркая зрелищность и
декоративность не мешали Антокольскому передавать в своих стихах реальную поступь истории. Театр и
театральность не закрывали от его глаз действительность, а были прирожденным, органическим
средством постижения времени и людей. Антокольский прежде всего романтик, и потому он ищет и
находит экспрессивные слова и краски, т.к. только экспрессия, по его убеждению, могла передать
внутренний накал исторического действа.
В книге «Запад» он выступил как своего рода поэт-пророк и художник-обличитель. Приехав в Швецию и
Германию из голодной, перенесшей ужасы войны России, он был поражен сытым филистерством западного
буржуа. Антокольский зорко подмечает в налаженном быте бюргера признаки распада и гниения. Главный
мотив книги — ощущение приближающейся грозы-возмездия, катастрофы, гибели. Таковы стих.
«Стокгольм», «Белая ночь», «Камень», «Ночной разговор», «Гроза в Тиргартене». На склоне лет он
вспоминал, что именно в этой книге тема кризиса и гибели капиталистической культуры еще до Второй
мировой войны сделалась главенствующей в его творчестве, что он прикоснулся к образам, которые
определили поэтическую работу художника на очень долгий срок.
В 1927 Антокольский выпустил «Третью книгу», куда вошел знаменитый «Санкюлот», сыгравший роль
своеобразного программного произведения. По словам Антокольского, именно в нем, как, впрочем, и во
многих других стихотворениях, вошедших в «Третью книгу», выразилось чувство истории, ощущение, что
история — не достояние прошлого и страниц школьных учебников, а живет в настоящем, разыгрывается в
душах современников. С «Санкюлота», кроме того, началось страстное и длительное увлечение
Антокольского эпохой Великой французской революции. В «Третьей книге» началась и другая важнейшая
тема поэта — любовная лирика. Почти все стихи, написанные о любви, посвящены жене Антокольского —
Зое Бажановой.
В 1928 вахтанговцы побывали в Париже. Там он встретился с Мариной Цветаевой — тоже
поэтом-романтиком, маленькие пьесы которой ставились в студии во время Гражданской войны. Новый
цикл стихов, навеянный этой поездкой, вошел в книгу «1920-1928. Стихотворения».
В 1930 Антокольский издал драматическую поэму «Робеспьер и Горгона», одновременно начав работу над
стихами о Парижской коммуне и о поэте Франсуа Вийоне. Бродяга и романтик Вийон у Антокольского —
менее всего историческое лицо. Сам Антокольский говорил, что все перипетии жизни Вийона выдуманы им,
что в этом образе он как бы сконцентрировал свой романтизм.
1930-е были для него, как и для мн. др. советских писателей того времени, насыщены поездками по
стране — в составе писательских бригад и самостоятельно. Он побывал на Сясьстрое, потом трижды в
Армении, в Грузии, дважды в Азербайджане, на Украине. Появляются книги «Действующие лица» (1932),
«Большие расстояния» (1936), «Пушкинский год» (1933). В «Действующих лицах», книге с характерным
«театральным» названием, развертывается «мировой театр»: Антокольский обращается и к истории
(война гезов, Франция периода Великой революции, 1914) и к современности. Можно сказать, что главным
«действующим лицом» всей книги является не тот или иной исторический персонаж или современник, а
время, история, эпоха. Среди грузинских стихов выделяются стихотворные портреты Тициана Табидзе,
Нико Пиросманишвили, Тамары Абакелия. Поездки не только обогатили Антокольский знанием новых мест
и лиц, но и принесли ему славу первоклассного переводчика поэтов советских республик. Он переводил с
армянского Ованеса Туманяна и Егише Чаренца, с грузинского Шота Руставели, Симона Чиковани, Тициана
Табидзе, Карло Каладзе, из азербайджанских поэтов — Низами Ганджеви, Мирзу Фатали Ахундова,
Самеда Вургуна. Эти переводы по праву считаются классическими, как, впрочем, и переводы с
французского, осуществленные им в разные годы: «Гражданская поэзия Франции» (1955), «От Беранже до
Элюара» (1966), «Медная лира» (1970), «Два века поэзии Франции» (1976).
Конец 1930-х, когда один за другим писатели подвергались репрессиям, был труден для поэзии. Вполне
возможно, что переводы давали Антокольскому, как и некоторым другим поэтам, найти на время более
или менее безопасную нишу. Однако приближение мировой трагедии не могло не отозваться в стихах.
Острым предчувствием беды, уже стоящей у ворот страны, проникнуто стих., написанное в самый канун
войны,— «Июнь сорок первого года» (впоследствии оно было названо поэтом «Накануне»). В годы войны у
него вышли книги «Полгода» (1942), «Железо и огонь» (1942), «Сын» (1943), к ним следует по праву
присоединить «Третью книгу войны», вышедшую в 1946. Первая книга («Полгода») открывалась
стихотворением «Мой сын», во второй тоже есть стихи, адресованные лейтенанту Владимиру
Антокольскому.
В 1942 Антокольского постигло страшное горе: сын погиб. Он пишет поэму-эпитафию, посвященную как
своему сыну, так и всем погибшим сыновьям. Вся поэма представляет собою монолог, разговор поэта со
своей душой и с погибшим сыном. Внутреннее ощущение своей слитности с народом и своей трагедии с
народной бедой создало эпическую подпочву для этого внешне сугубо лирического произведения.
Рассказывая о сыне, скорбя и ужасаясь, Антокольский находит в себе силы не только преодолеть личную
боль, но и заставить своих читателей задуматься об общих проблемах бытия. Поэма Антокольского стоит
в одном ряду с поэмой «Зоя» М.Алигер и поэмой О.Берггольц «Памяти защитников».
В послевоенные годы Антокольский выпускает книги, подводившие своеобразные итоги: «Избранное»
(1947), «Стихи и поэмы» (1950), «Десять лет» (1953). То было время подспудной работы мысли и души. Во
второй половине 1950-х наметился в его творчестве новый подъем. Так было и с другими поэтами
старшего поколения — В.Луговским, Л.Мартыновым, Н.Заболоцким. В это время напряженно и ярко жила
молодая поэзия. Антокольский выпускает книгу «Мастерская» (1958), почти целиком посвященную
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх