Анненский Иннокентий Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Анненский
Другие персоны с именем Иннокентий Кто родился в этот день 01.09 Кто родился в этот год 1855 |
[20.8(1.9).1855, Омск — 30.11(13.12).1909, Петербург; похоронен в Царском Селе (г.Пушкин) на Казанском
кладбище]
— поэт, драматург, переводчик.
Отец был начальником Омского отделения Главного управления Западной Сибири, председателем
губернского правления Томска. С матерью поэта связано предположение о ее происхождении из рода
Ганнибалов (ее мать была замужем за одним из сыновей Арапа Петра Великого), что говорило о ее дальнем
родстве с Пушкиным (см.: Петрова М., Самойлов Д. Загадка Ганнибалова древа // Вопросы литературы.
1988. №2). Семья Анненских до переезда в 1849 в Сибирь жила в Петербурге.
В 1890 семья возвращается в столицу, где отец получает место чиновника по особым поручениям в
Министерстве внутренних дел.
В 1865-1968 Анненский с перерывами, связанными с болезнью, учится в частной школе, потом во 2-й
прогимназии.
С 1869 — в частной гимназии В.И.Беренса.
В 1875 Анненский успешно сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости при гимназии
«Человеколюбивого общества» в Петербурге и в этом же году зачисляется в Петербургский университет
на историко-филологический факультет.
В детстве Анненский подолгу жил в доме старшего брата Н.Ф.Анненского (1843-1912), человека
энциклопедической образованности и огромной социальной энергии, известного общественного деятеля.
Н.Ф.Анненский сближается идейно и родственно с революционером-народником Н.П.Ткачевым (женится на
его сестре Александре Никитичне; приходившейся братьям двоюродной сестрой по отцу), Г.И.Успенским,
Н.К.Михайловским. В тюрьме и ссылке он знакомится с Н.Г.Чернышевским, В.Г.Короленко, а затем с
М.Горьким и др. Анненский не принимал «культурное беспамятство» и политический радикализм позднего
народничества, но именно брату и его жене Анненский был всецело обязан своим «интеллигентным
бытием».
В 1879 он окончил Петербургский университет со степенью кандидата и правом преподавать древние
языки. С этого времени и до конца жизни Анненский связывает свою службу с Министерством народного
просвещения, дослужившись до гражданского «генеральского» чина (с 1896) действительного статского
советника.
В 1879-1991 преподает латынь и греческий язык в частной гимназии Ф.Ф.Бычкова (потом — Я.Г.Гуревича).
23 сент. 1879 венчается с любимой женщиной — Н.В.Хмара-Барщевской, имевшей двух
сыновей-подростков от первого брака.
В 1880 у четы Анненских рождается сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В.Кривич».
В 1870-1980-х Анненский пробует себя в стихах и переводах, известных только близким друзьям.
В 1908 большинство ранних произведений из-за слабости и подражательности им уничтожается (Книги
отражений. С.479). Кроме гимназии Гуревича Анненский преподает в 1889-90 в Павловском (женском)
институте уроки русской словесности, а также читает лекции по исторической грамматике на Высших
женских (Бестужевских) курсах.
В янв. 1891 Анненский назначается на пост директора Коллегии Павла Галагана в Киеве. В это время у
него возникает замысел, ставший трудом всей его жизни, перевести с объяснительными статьями и
комментариями, все трагедии Еврипида. Из-за разногласий с попечительницей Коллегии Анненский
вынужден был оставить Киев, он становится директором 8-й петербургской мужской гимназии
(1893-1996); «три года директорства в Петербурге могут, пожалуй, считаться едва ли не самым спокойным
и счастливым периодом его служебной жизни» (Кривич В.— С. 252).
В 1896-1905 Анненский является директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, постоянной
резиденции императора. По свидетельствам мемуаристов, Анненский был человеком замкнутым,
сдержанным, тактичным, ровным в отношениях к коллегам и ученикам. С начальством он держался
независимо, проявляя твердость в защите интересов «служителей» и гимназистов (см.: Памятная книжка
Санкт-Петербургской восьмой гимназии. СПб., 1909. С. 74-76). Анненский был кумиром своих учеников и
учениц, имел красивую наружность и благородство в обращении. «Он принадлежал к породе духовных
принцев крови. Ни намека на интеллигента-разночинца. <...> Чуть-чуть сановник в отставке и...
вычитанный из переводного романа маркиз» (Маковский С. — С.239). Среди его учеников были
Н.С.Гумилев, Н.Н.Пунин, Д.И.Коковцев.
27 мая 1899 в дни пушкинских торжеств Анненский выступил с речью «Пушкин и Царское Село» (СПб.,
1899).
В 1898 он становится членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Тяготы
административной службы не мешали Анненский быть талантливым преподавателем. Даже в трудный
древнегреческий язык он вносил «нечто от Парнаса, и лучи его эллинизма убивали бациллы скуки. Из
греческой грамматики он делал поэму, и, притаив дыхание, слушали гимназисты повесть о каких-то
"придыхательных" (Голлербах Э.Ф. Из загадок прошлого (Иннокентий Анненский и Царское Село) //
Красная газета 1927. 3 июля).
В марте 1881 в «Журнале Министерства народного просвещения» появляется первая научная публикация
Анненский — рецензия на «Грамматику...» польского филолога А.Малецкого.
В 1887 в журнале «Воспитание и обучение» он помещает статьи, написанные в помощь учителю, о поэзии
Я.П.Полонского и А.К.Толстого. В эти годы он пишет статьи о Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове,
И.А.Гончарове, А.Н.Майкове.
В 1890-х Анненский совершает поездки в Италию и Францию. Он является поклонником живописи
прерафаэлитов, А.Бёклина, Л.Алма-Тадемы, творчества О.Родена, французских символистов, «парнасцев»
и «проклятых», переводами стихов которых давно занимался.
В 1901 А. задумывает свои лирические стих, и стихотворные переводы издать отдельной книжкой под
названием «Утис» (гр. «никто» — так называл себя Одиссей, чтобы спастись от одноглазого Полифема).
Это же слово становится русифицированной анаграммой (от имени Иннокентий) и псевдонимом писателя:
«Ник-.Т-о», под которым он в 1904 издает первый сборник стихов «Тихие песни», куда также вошли
переводы из Горация, Г.Лонгфелло, Ш.Бодлера, Г.Гейне, П.Верлена и др. Книжка, невзрачно изданная и
со скромным названием, осталась почти незамеченной. Лишь В.Я.Брюсов удостоил ее снисходительной
рецензией, пожелав автору дальнейшей «работы над самим собой» (Весы. 1904. №4. С.63), да через 2
года А.А.Блок, отметив «своеструнность», «прозрачность», «новизну символов» целого ряда
стихотворений Анненский, сочувственно написал: «Большая часть стихов г. Ник-.Т-о носит на себе печать
хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья, <...> чувствуется человеческая душа, убитая
непосильной тоской, дикая, одинокая и скрытная <...>, душа как бы прячет себя от себя самой,
переживает свои чистые ощущения в угаре декадентских форм». Тут же, характеризуя переводы
Анненский, он писал о способности переводчика «вселяться в душу разнообразных переживаний» (Блок А.
СС: в 8 т. М.; Л., 1962. Т.5. С.620-621).
Параллельно с переводами Еврипида Анненский одну за другой выпускает в свет и свои оригинальные
трагедии, по-своему интерпретируя эллинские мифы: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902),
«Лаода-мия» (1902; опубл. в 1906), «Фамира-Кифаред» (1906; опубл. в 1913). Трагедии возникли на основе
веры Анненский в возрождение античного наследия на русской почве, особенно чуткой, по его мнению, к
восприятию эллинизма.
С янв. 1906 начинается последний этап в жизни Анненского. Он был уволен с поста директора гимназии в
связи с ученическими беспорядками. Покинув казенную гимназическую квартиру, он здесь же, в Царском
Селе, снимает большой дом с садом и переезжает туда.
В 1906 выходит первый том Еврипида в переводе Анненского. Интерес к «великому символисту» и
«мистификатору» Еврипиду (Театр Еврипида. М., 1917. Т.2. С.358) был связан с родственным ощущением
кризисности мира, стремлением к скептической дегероизации мифа. Том Еврипида, вызвав несколько
положительных статей специалистов, не раскупался, и изд. не получило продолжения. В том же 1906
выходит сборник литературно-критических статей Анненского «Книга отражений», который также,
несмотря на всю свою оригинальность и внутреннюю целостность, не нашел заслуженного признания
критиков и читателей.
Инспекторские поездки 1906-1908 в Псков, Великий Устюг, Великие Луки дают поэтический материал для
создания целого ряда т.н. «дорожных» стихотворений Анненского: «Зимний поезд», «Вологодский поезд»,
«Грязовец» и т.д. Время от времени в журналах «Перевал», «Гермес», в газетах «Слово», «Речь», «Голос
Севера» и др. он публикует ряд статей, многие из которых позднее войдут во «Вторую книгу отражений»:
«Гейне и его "Романцеро"» (1907), «Бранд-Ибсен» (1907), «Искусство мысли. Достоевский в
художественной идеологии» (1908), «Античный миф в современной французской поэзии» (1908) и т.д.
В 1908 Анненский приглашается в качестве профессора читать курс лекций по истории древнегреческой
литры на Высших женских историко-литературных курсах Н.П.Раева в Петербурге.
1909 — последний год жизни поэта — оказался годом наивысшего подъема его творческих сил. В апр.
выходит «Вторая книга отражений», на которую еще при жизни Анненский появляются более
благосклонные рецензии, чем на первую, Н.Гумилева (Речь. 1909. 11 мая) и К.Эрберга (Аполлон. 1909.
№2); книгу высоко оценили А.Н.Толстой и особенно М.А.Волошин. Главное место в эстетике Анненского
занимает идея имманентной нравственности искусства, мысль о единстве эстетических и этических
критериев, об изначальной родственности поэзии с «чувствами Равенства и Свободы». Поэзия глубже
культуры и нравственности, ибо она «стремится объединить или, по крайней мере, хоть проявить
иллюзорно единым и цельным душевный мир, который лежит где-то глубже нашей культурной
прикрытости и осознанных нами нравственных разграничений и противоречий» (Книги отражений. С. 109).
В своих критических статьях Анненский исследует изменение и рождение эстетического идеала в совр.
лирике. Отвергая в эстетике педантизм и схематизм, Анненский говорил о тяжеловесности словесной
«романтической арматуры», не способной тонко и чутко отразить «разные стороны нашего обогащенного
«я». Одним из первых в русской критике Анненский постигает философско-психологическую основу
символизма, породившую совершенно различные типы «современного лиризма». «Символы,— писал
отродятся там, где еще нет мифов, но где уже нет веры...», «В поэзии есть только относительности,
только приближения — потому никакой другой, кроме символической, она не была, да и быть не может»
(Книги отражений. С. 540, 338).
Весной 1909 С.Маковский (сын живописца-передвижника К.Маковского) задумывает издание
литературно-художественный журнал «Аполлон», куда в качестве критика-теоретика и поэта, а на
первых порах и редактора, приглашается Анненский.
В окт. 1909 в первом номере «Аполлона» появились стихотворение Анненского и начало его статьи «О
современном лиризме» (продолжение — № 2,3), в которой в ироничной, порой эксцентричной форме
медитативных импровизаций и нарочитой недосказанности давались оценки известным поэтам — Брюсову,
Вяч.Иванову, Ф.Сологубу, Бальмонту и др. Тонко и, может быть, впервые так точно характеризует
Анненский метафизические глубины «певучей отвлеченности» поэзии Гиппиус. Однако в целом статья, в
которой многие нашли лишь «легкомысленное щегольство» (Маковский С. — С.235), вызвала раздражение
и обиду. Этот инцидент повлиял на отношения Анненского с С.Маковским. В нарушение прежней
договоренности Маковский принял решение отложить публикацию цикла стихотворений Анненского для
второго номера «Аполлона».
В 1909 Анненский создает самые значительные из своих «горьких, полынно-крепких стихов»
(О.Э.Мандельштам): «Дождик», «Нервы», «Баллада» и последнее стих. «Моя тоска». Анненский читает
цикл лекций по стиховедению в Обществе ревнителей худож. слова при «Аполлоне», готовит доклад для
Литературного общества, пишет статью о Леконт де Лиле. Кроме третьей части статьи «О современном
лиризме», в нояб. появилось его новое сочинение «Театр Леонида Андреева». Чувствуя невозможность
дальнейшего совмещения напряженной творческой работы (помимо всего прочего Анненский готовил к
изданию вторую книгу своих стихов) и службы, Анненский после мучительных раздумий подает прошение
о своей частичной отставке с сохранением за собой места члена Ученого комитета Министерства
народного просвещения.
Но вопреки просьбе 20 нояб. отставка была дана полная. Перенапряжение жизненных сил, служебные
переживания, серьезно осложнившиеся отношения с редактором «Аполлона» и со многими современниками
привели к резкому обострению сердечной болезни Анненского. Поэт скоропостижно скончался на ступенях
Царскосельского (Витебского) вокзала вечером 30 нояб., когда он возвращался домой в Царское Село. В
день похорон 4 дек. в Царском Селе собралась масса народу, особенно много было учащейся молодежи.
Венков было так много, что им не нашлось места в церкви. Большинство знало его только как педагога,
видного деятеля русского просвещения, филолога-классика, и лишь немногие — как поэта. За гробом шли
сотрудники «Аполлона» — С.Маковский, М.Кузмин, М.Волошин, А.Н.Толстой. После смерти Анненского
вышла его самая значительная поэтическая книга — «Кипарисовый ларец» (1910). Окончательный состав
книги определял уже сын Анненского — В.И.Кривич.
«Траурный эстетизм» (Г.Чулков) поэзии Анненский объясняли по-разному. В дек. 1921, на вечере памяти
Анненского в Петербурге, В.Ходасевичем было заявлено, что поэт был «отравлен» смертью. По словам
критика, «он был ею пропитан. Смерть основной, самый сильный мотив его поэзии, уловимый всегда,
всюду, как острый и терпкий запах циана, веющий над его стихами» (Об Анненском // Эпопея. 1922. №3.
С.37). Иной взгляд был у С.Маковского, который считал, что «ужас Анненского» совсем другого,
«метафизического порядка». Поэт не мог гармонично соединить в себе «живое противоречие двух
непримиримых миров» — «мира вещей и мира идей», мира временного и мира вечного. Анненский, по словам
С.Маковского, бессмысленность жизни, тоску по «муке идеала» или по «муке красоты» («Не могу понять,
не знаю...») стремился претворить в «радость небытия», в утешительную иллюзию «одной Звезды» —
Красоты, абсурду бытия он стремился противопоставить «смысл поэтического преображения» (Маковский
С. — С.249-250; 272). «Нельзя оправдывать оба мира и жить двумя мирами зараз,— утверждал Анненский
в статье о "Гамлете".— Если тот — лунный мир — существует, то другой — солнечный <...> — лишь
дьявольский обман, и годится разве на то, чтобы его вышучивать и с ним играть» (Книги отражений.
С.163). «В основе искусства,— писал о своем кредо Анненский,— лежит <...> обоготворение
невозможности и бессмыслицы. Поэт всегда исходит из непризнания жизни...» (Книги отражений.
С.145). Пленительная иллюзия поэтической красоты не только помогала Анненский спастись от отчаяния
земного бытия, но и надеяться на пресуществление своего высочайшего идеала — полной духовной любви
к тому, что «невозможно».
Литературная позиция Анненского, который никогда не примыкал к символистам, позволяла
постсимволистам (Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Пастернак и др.) видеть в Анненском своего
наставника по поэтическому цеху. Некоторые стихотворения Анненского явились настоящими
поэтическими шедеврами, а для отдельных из них написана музыка («Среди миров», «Осенний романс»,
«Невозможно»).
«Пожалуй, со времени Тютчева не было в русской поэзии такого органического соединения человека и
природы, которое мы наблюдаем у Анненского. В импрессионистичной "зыбкости", соответствующей
точности передачи ассоциативно связанных переживаний, и заключается одно из оснований своеобразия и
прелести поэзии Анненского» (Максимов Д. Поэзия и проза Ал.Блока. Л., 1981. С.104).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх